Как приход ультраправых в Швеции может повлиять на военную поддержку Украины
Пятница, 16 сентября 2022, 16:15
11 сентября – судьбоносная дата для Швеции. В этот день там прошли парламентские выборы, ставшие настоящим политическим переломом.
О том, что же, собственно, произошло и чего ждать, в том числе Украине, читайте в статье старшего преподавателя Университета Эребру (Швеция) Романа Горбика Ультраправый прорыв: уменьшит ли коалиция с радикалами поддержку Украины Швецией.
В Швеции к власти возвращается правая коалиция.
Хоть находящиеся у власти социал-демократы набрали больше всего голосов и даже улучшили свой результат по сравнению с предыдущими выборами, однако суммарно только все правые партии могут обеспечить большинство, необходимое для создания правительства (175 мандатов или больше).
Ни один формат коалиции без правых не набирает должного количества мандатов в Риксдаге.
В шведской политике традиционно господствуют леволибералы.
Правые правительства, хотя в последние десятилетия регулярно приходили к власти, обычно надолго не задерживались.
Теперь же перспектива правительства под руководством правых – впервые после отставки кабинета Фредрика Рейнфельдта в 2014 году – почти неотвратимая.
Главный элемент сдвига – это крен не просто вправо, а выход за пределы того, что годами формировало норму для шведской политики.
Впервые больше голосов на правом крыле политического спектра получили "Шведские демократы" (ШД), партия с весьма сомнительной репутацией.
Она образовалась в 1980-х годах в результате слияния ряда маргинальных ультраправых групп, а во главе ее сперва стояли открытые нацисты и даже ветеран СС. В 1990-е партия не сторонилась привлекать скинхедов.
Впрочем, с тех пор "Шведские демократы" стали более умеренными и на общем европейском фоне выглядят как обычная консервативная партия.
В течение долгого времени ШД были паршивой овцой шведской политики.
"Никакого сотрудничества с ультраправыми" – это было лозунгом всех без исключения шведских партий.
Впрочем, с 2010 года, когда "Шведские демократы" впервые вошли в Риксдаг с чуть более пятипроцентной поддержкой, их популярность постоянно росла и наконец перевалила за пятую часть избирателей.
Теперь ШД не просто улучшили результат. Они обогнали "модераторов" (так называют Умеренную коалиционную партию, шведскую – Moderata samlingspartiet) и стали партией №1 на правом фланге шведской политики, а также второй крупнейшей партией после социал-демократов. Они являются фактическими победителями этих выборов.
То есть теперь переговоры о формировании нового правительства ведут "модераторы", либералы, центристы, христианские демократы и "Шведские демократы".
А это будет почти неизбежно означать вхождение министров от ультраправых в будущий кабинет Ульфа Кристерссона.
Шведские интеллектуалы и левые находятся где-то между трауром и паникой. Но стоит ли ждать реальной угрозы для демократии в Швеции?
Такая перспектива если и есть, то пока очень отдаленная.
А чего ждать Украине?
Швеция – небольшой, но ключевой союзник, оказывающий нам финансовую и военную помощь.
Хотя Швеция не имеет большой армии, но имеет мощную и самодостаточную военную промышленность (даже прославленные NLAW – именно шведско-британская разработка).
Любая нестабильность и смена лошадей на переправе для нас невыгодна именно сейчас.
Смена правительства может повлечь за собой изменение отношения к поставкам оружия Украине или изменение его воплощения на практике.
"Шведские демократы" скептически относятся к ЕС и НАТО и декларируют принцип опоры на собственные силы из-за повышения расходов на оборону до 2,5% ВВП, что может негативно отразиться на поставках вооружений Украине.
Государственная поддержка и помощь в интеграции украинских беженцев при их правлении точно сократится.
Примечательно, что в программе партии нет ни одного упоминания об Украине (при том, что одним из лозунгов либералов было "больше оружия Украине").
Однако и паниковать не стоит. Все шведские партии декларировали поддержку Украины.
Более подробно – в материале Романа Горбика Ультраправый прорыв: уменьшит ли коалиция с радикалами поддержку Украины Швецией.