Удастся ли остановить реванш пророссийских сил в Черногории

Аналитика коротко
Вторник, 27 сентября 2022, 17:16

В Черногории президент пытается распустить парламент, а парламентское большинство инициирует импичмент президента.

Ситуацию усугубляет тот факт, что Конституционный суд, который должен становиться арбитром в подобных кризисах, в стране не работает. И не факт, что сможет заработать в обозримом будущем.

О том, как самая маленькая балканская страна подошла к такому глубокому кризису и кто имеет наибольшие шансы победить в этом противостоянии, читайте в статье редактора "Европейской правды" Юрия Панченко Кризис довел до импичмента: как Черногория выбирает между путем на Запад и "русским миром".

Уже два года в черногорском парламенте коалиция состоит из партий, представляющих национальные меньшинства, а в оппозиции политические силы, защищающие титульную нацию.

На парламентских выборах 2020 года впервые в новейшей истории этой страны победу (причем только в один мандат) праздновали партии, представляющие интересы сербов и других этнических меньшинств.

Такой странный выбор объясняется усталостью от правления президента Мило Джукановича, находящегося у власти еще с 1991 года (сначала в Черногории в составе Югославии, а затем и независимой страны), а также его партии ДПС (Демократическая партия социалистов).

Более года Черногорией руководило "правительство апостолов", названное так по количеству министров, а главное - за преданность интересам Сербской православной церкви. За это время были закрыты дела, связанные с попыткой государственного мятежа, сделанного при поддержке РФ, курс на вступление в ЕС был поставлен на паузу, а у НАТО появились основания не доверять черногорским властям тайные документы.

А вдобавок – санкции против РФ, которые Черногория должна была ввести как страна-кандидат в члены ЕС, были введены только формально.

Конец этого наступил неожиданно. Из коалиции вышел один из участников – партия URA, сформировавшая правительство меньшинства, а ее лидер Дритан Абазович стал новым премьер-министром. Новое правительство анонсировало разблокирование евроинтеграции, а для принятия законов опиралось на формально оппозиционную ДПС.

Ситуация резко изменилась в августе – только после ста дней работы нового правительства. Без предупреждений и консультаций премьер Абазович подписал соглашение с Сербской православной церковью, где гарантировал право собственности на церковные сооружения и де-факто давал право экстерриториальности.

Против такого шага выступила прочерногорская оппозиция, проголосовавшая за вотум недоверия правительству. Однако победа была недолгой – Абазович и его партия договорились с просербской оппозицией о возобновлении предыдущей коалиции.

Угроза пророссийского реванша снова стала актуальной для Черногории.

Договорившись о возобновлении старой коалиции, партии быстро определились и с кандидатурой нового премьера. Учитывая, что руководство "Демфронта" имеет токсическую репутацию, должность главы правительства была предложена лидеру движения DEMOS Миодрагу Лекичу - политику еще югославских времен.

Впрочем, если этот выбор и выглядит более компромиссным, то ненамного. Лекич имеет репутацию антизападного и пророссийского политика, хотя и относительно умеренного.

Такой расклад оказался крайне неприемлемым для президента Джукановича.

Воспользовавшись формальным поводом – коалиция не объявила соответствующим образом о консультациях – президент предложил досрочно прекратить полномочия парламента и объявить досрочные выборы.

В ответ "старое-новое" парламентское большинство заявило о нарушении Джукановичем своих полномочий и о том, что голоса для его импичмента уже собраны.

Так политическая ситуация зашла в тупик фактически без шансов разрешить кризис из-за компромисса.

Ситуацию в Черногории осложняет тот факт, что в стране нет работающего Конституционного суда – органа, который мог бы стать арбитром в разрешении политического конфликта.

Этот факт играет в пользу Джукановича – ведь импичменту предшествует решение Конституционного суда о превышении президентом своих полномочий. При отсутствии такого решения любое голосование парламента будет иметь скорее символическое значение и не будет означать отставки президента.

Запустить работу Конституционного суда крайне сложно – для этого нужно две трети депутатских голосов, чего у коалиции нет – они имеют преимущество только в один голос.

Более подробно – в материале Юрия Панченко Кризис довел до импичмента: как Черногория выбирает между путем на Запад и "русским миром".

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: