Почему забастовка польских водителей на границе опасна для движения Украины в ЕС

Пятница, 9 сентября 2022, 09:50

В понедельник 5 сентября медиа, соцсети и тех, кто связан с международной торговлей, всколыхнула новость: польские перевозчики заблокировали пункт пропуска Ягодин-Дорогуск – одну из ключевых точек пересечения границы с Польшей – и пропускают всего четыре машины в час.

О причинах этого кризиса и требованиях польских перевозчиков, содержащих очень опасные для Украины элементы, читайте в статье старшего научного сотрудника Института экономических исследований и политических консультаций Ирины Коссе Кризис на польской границе: забастовка и 50-километровая очередь создают угрозу для Украины.

Начнем с того, что очереди грузовых автомобилей на прохождение таможенного, ветеринарного, фитосанитарного и пограничного контроля значительно выросли за последний месяц – даже несмотря на то, что и раньше они были недопустимо велики.

В появлении неприемлемо длинных очередей к границе в целом есть обоснованные причины.

Во-первых, после начала полномасштабного вторжения РФ грузопоток из Украины из-за блокирования морских портов переориентировался на другие виды транспорта. Как следствие, многие из перевозчиков перешли на грузовики.

Во-вторых, были отменены разрешения на автомобильные перевозки.

Третья причина – упрощение самой Украиной требований для получения лицензии перевозчика.

А вдобавок, пересечение границы для большинства товаров осложнилось из-за появления "льготных" грузов, которые обоснованно пускают вне очереди.

Но наличие объективных причин для очередей все равно не объясняет столь внезапного роста очереди на Ягодине.

Кризис на Ягодине вызвали именно пустые автомобили.

Украина, в частности, договорилась с польскими службами, что с 27 июня пустые автомобили будут проезжать границу без очереди. Чтобы воплотить эту договоренность, для них выделили отдельную полосу на пункте Ягодин.

Количество пустых грузовиков на переходе возросло, а договоренности транспортных ведомств, пограничных и таможенных служб Украины и Польши не изменились – все эти пустые машины считают в рамках подписанного меморандума.

Соответственно количество пропущенных машин с грузом снизилось.

В общем, путь к решению проблемы кажется очевидным: нужно увеличивать количество инспекторов, полос для транспорта и пунктов пропуска. Эта работа ведется и не только на границе с Польшей, ведь транспортный поток вырос всюду.

Следует подчеркнуть, что польская власть также идет навстречу Украине и прибегает к изменениям, улучшающим ситуацию для нашего экспорта.

А теперь вернемся к забастовке польских водителей, которые сейчас заблокировали границу.

Они предъявили несколько требований:

во-первых, ускорить фитосанитарный контроль со стороны Польши,

во-вторых, пропускать без очередей польских водителей, возвращающихся пустыми из Украины в Польшу,

в-третьих, упразднить "транспортный безвиз" для Украины.

Требование отменить "транспортный безвиз" для Украины и вернуться к практике выдачи разрешений на перевозку вызывает наибольшее беспокойство.

Оно действительно опасна, потому что свидетельствует, что польские водители испытывают угрозу со стороны украинских коллег на рынке труда ЕС.

Вряд ли это требование выполнят во время нынешнего кризиса. Но есть все основания ожидать, что это не последняя попытка вернуть силу ограничениям на перевозку.

Более подробно – в материале Ирины Коссе Кризис на польской границе: забастовка и 50-километровая очередь создают угрозу для Украины.