Что происходит с обвинениями в геноциде, который совершила Россия и россияне
Вторник, 25 октября 2022, 16:02
Дипломаты и специалисты по международному праву считают, что геноцид серьезнее любого военного преступления или преступления против человечности.
Это означает, что для обвинений в совершении геноцида действуют самые сложные, требовательные стандарты доказывания. Не зря в истории (с 1948 года, когда действует Конвенция о геноциде) еще не было ни одного случая, когда бы удалось юридически доказать вину любого государства в совершении геноцида.
За последние месяцы мир стремительно думает о том, что российский геноцид в Украине действительно имел место, и самое главное – что он является продуктом деятельности всей государственной машины РФ. Поэтому Россия может стать первым государством, осужденным за геноцид (или вторым, потому что сейчас в суде продолжается еще один геноцидный процесс).
Впрочем, в настоящее время препятствием осуждению РФ есть осторожная позиция Украины. Детальнее об этом, а также о главных тезисах в европейской дискуссии о геноциде читайте в статье редактора ЕвроПравды Сергея Сидоренко – В геноциде виноват не только Путин. Готов ли мир к "убийственному" иску против России?
"Я много раз говорил, что Украина должна победить в этой войне, и она победит. Война завершится на тех условиях, которые будет формировать Киев, а не Москва", – обратился к собравшимся в зале госминистр МИД Германии Тобиас Линднер, один из первых, кто выступал на конференции "Международное право против геноцида", состоявшейся в Берлине в конце прошлой недели.
После этого господин Линднер перешел к главной теме и оказался еще более конкретным и жестким в обвинениях в адрес РФ.
"Те преступления, которые сейчас совершаются Россией, должны квалифицироваться как геноцид, и так они должны быть переданы в суд. И уже потом суд должен решить, являются ли это преступлениями против человечности, или геноцидом", - заявил чиновник.
Он стал первым из немецких политиков, выступивший в этот день с поддержкой тезиса о том, что Россия уже совершила геноцид.
И хотя в квалификации геноцида в выступлениях в течение дня были разногласия в деталях (та и выступления юристов, политиков, экспертов должны были быть отличающимися), подавляющее большинство из них упоминало, что речь идет о преступлениях, за которые отвечает не конкретный человек, например Путин или Шойгу, а российское государство.
И это само по себе революционно, потому что сейчас даже Украина не всегда решается на такие утверждения.
Ни разу не удалось доказать ответственность государства за геноцид. Индивидуальные приговоры были.
"Балканский сценарий" (хаос на Балканах в середине 1990-х; ни Хорватия, ни Сербия не смогли доказать через Международный суд ООН геноцид со стороны враждебной стороны) и опасения проиграть процесс до сих пор останавливает украинские власти от того, чтобы юридически, а не только на словах, обвинить Россию в геноциде.
В чем проблема? В чем сложность доказывания геноцида, когда нам уже известны последствия оккупации городков Киевщины и Харьковщины?
Дело в том, что Конвенция о геноциде требует доказать не только факт сознательного истребления украинцев как этнической или как национальной группы, но также требует доказать "специальное намерение" совершить именно геноцидальное убийство.
Об этом вспоминали все юристы, бравшие слово на конференции; Об этом заявил и глава МИД Дмитрий Кулеба, открывавший мероприятие в Берлине.
Он хоть и заявлял, что, несомненно, считает геноцид преступлением России, но все равно концентрируется на привлечении к ответственности отдельных россиян, а не всего российского государства.
Эта осторожность контрастировала с выступлениями западных чиновников и экспертов, таких как профессор Ирвин Котлер из Центра по правам человека имени Рауля Валленберга. Котлер подчеркнул, что уже сейчас точно речь идет о совершаемом государством геноциде, а не о самодеятельности военных.
Для политиков, выступавших на конференции, наличие умысла в действиях РФ тоже не подвергалось сомнению.
Несмотря на единодушие участников мероприятия в том, что Россия планировала геноцид и имела то самое "специальное намерение", о котором говорится в Конвенции (и которое нужно для наказания виновных), есть важная деталь, по которой мнения разошлись.
Это вопрос о том, есть ли доказательства не только планирования, но и осуществления массовых убийств в тех масштабах, когда можно говорить о факте геноцида украинской нации. А несколько докладчиков подчеркнуто употребляли термин "риск геноцида".
Конвенция о геноциде выделяет 5 типов наказываемых деяний: мир должен наказывать злоумышленника не только за совершение геноцида, а также за сговор с целью совершить геноцид; прямое и публичное подстрекательство к геноциду; покушение на совершение геноцида; соучастие.
Берлинская встреча дала все основания полагать, что доказательство геноцида, совершенного российским государством, становится все более реальной задачей.
Подробнее – в основательной статье Сергея Сидоренко В геноциде виноват не только Путин. Готов ли мир к "убийственному" иску против России?