Почему прозападные силы проигрывают в Черногории

Среда, 26 октября 2022, 15:30

Сербский и пророссийский реванш в Черногории выглядит практически неизбежным.

Это обусловлено результатами местных выборов в этой балканской стране, где прочерногорские силы, в первую очередь партия президента Мило Джукановича ДПС, потерпели поражение.

Новые расклады увеличивают возможность внеочередных парламентских выборов, ведь шансы сербской коалиции выиграть их существенно выросли.

О реальном вызове существованию Черногории как прозападной страны и усилении влияния в стране Сербии и РФ читайте в статье редактора ЕвроПравды Юрия Панченко Черногория становится все более сербской: как кандидат в члены ЕС готовится изменить курс.

Перманентный политический кризис в Черногории продолжается с 2020 года, когда на парламентских выборах Демократическая партия социалистов (ДПС) и ее союзники впервые потеряли большинство.

Новую коалицию создали партии, опиравшиеся в первую очередь на национальные меньшинства, а ее лидером стала радикальная просербская партия "Демократический фронт".

Несмотря на обещания не подвергать сомнению курс Черногории в ЕС, при этом правительстве сотрудничество Черногории с ЕС и НАТО существенно ухудшилось, власти активно продвигали интересы Сербской православной церкви, вызвав в 2021 году мощные протесты этнических черногорцев, а вдобавок – в начале этого года правительство только формально одобрило санкции против РФ.

Это привело к расколу внутри коалиции. Из нее вышла небольшая партия URA, сформировавшая правительство меньшинства во главе с Дританом Абазовичем.

На короткое время страна снова стала образцовым кандидатом в члены ЕС.

Однако новый политический кризис не заставил себя ждать. Старт ей дал премьер Абазович, неожиданно для всех подписавший соглашение с Сербской православной церковью.

В ответ прозападная оппозиция инициирует и одобряет вотум недоверия правительству Абазовича. Однако глава правительства договаривается со своими бывшими партнерами о возобновлении коалиции, действовавшей в 2020-2021 годах.

Старая-новая коалиция выдвигает на должность премьера Миодрага Лекича, политика еще югославских времен, не поддерживавшего черногорскую независимость.

Президент Джуканович находит формальный повод и отказывается внести эту кандидатуру в парламент. Также он предлагает провести досрочные парламентские выборы.

В коалиции в ответ угрожают президенту отстранением, хотя процессуально это пока невозможно.

Последний месяц ситуация балансировала в таком виде. Стороны воздерживались от резких шагов и ждали ясности, которую и должны дать выборы в 13 муниципалитетах, включая Подгорицу, состоявшиеся 23 октября.

Результаты выборов стали фиаско для президента Мило Джукановича и его партии ДПС. Последняя потеряла большинство в 11 из 14 муниципалитетов, где проходили выборы.

Однако самым болезненным стала потеря столицы – ДПС проиграла в Подгорице впервые с момента восстановления независимости Черногории.

Черногорские политологи единодушны: впечатляющее поражение партии президента значительно увеличивает шансы на досрочные парламентские выборы.

Вот только если раньше их требовал президент Джуканович, а коалиция была против, то теперь все будет наоборот – выборы придали коалициантам уверенность.

Явным победителем выборов стала новая партия "Европа сейчас". Это делает партию новым мощным политическим игроком, который в случае досрочных выборов сможет претендовать и на должность премьера.

Ее лидеры лоббируют привилегии для Сербской церкви, являющейся главным агентом влияния "сербского мира" в регионе (и одновременно – и "русского мира").

2023 год должен стать переломным для Черногории. Не будет преувеличением сказать, что на кону его существование как отдельного государства.

Будущие парламентские и президентские выборы могут дать старт жесткому конфликту внутри общества – между этническими черногорцами, оказавшимися меньшинством в своей стране, и сербами, которые получат в ней полную власть.

Более подробно – в материале Юрия Панченко Черногория становится все более сербской: как кандидат в члены ЕС готовится изменить курс.