Как работают западные санкции против банков РФ
Прошло почти девять месяцев с момента внедрения первого пакета ограничительных мер против российских банков, поэтому можно делать выводы о том, удается ли достичь поставленной цели.
Ключевое последствие санкций – это тотальная маргинализация российской банковской системы на международном уровне.
На амбициях России играть хоть какую-то заметную роль в глобальных финансах поставлена точка, идет речь в статье главы департамента макроэкономических исследований группы компаний ICU Виталия Ваврищука Удар по будущему: чего достигли западные санкции против российских банков.
В марте казалось, что российская банковская система близка к коллапсу.
Однако ситуация нормализовалась довольно быстро.
А вот с надеждами россиян на то, что российская финансовая система будет играть хоть какую-нибудь значимую роль на глобальной арене, покончено, кажется, по крайней мере на несколько следующих десятилетий.
Санкции не только перекрыли все доступные каналы для трансграничного банкинга, привлечения иностранного капитала и технологий, но и отбросили российскую финансовую систему на много лет назад.
Запад ударил санкциями на нескольких фронтах, и каждый удар привел к болезненным последствиям.
Во-первых, санкции запустили процесс быстрого управляемого банкротства и сворачивания деятельности дочек российских государственных банков в Европе.
Во-вторых, санкции больно задели тех иностранных инвесторов, в том числе крупные западные инвестиционные фонды, которые держали акции российских государственных банков.
У этих инвесторов желание инвестировать в российский финансовый сектор исчезло минимум на десятилетие.
В-третьих, клиенты российских банков потеряли возможность свободно распоряжаться за рубежом средствами собственных счетов.
Mastercard и Visa еще весной закрыли эту возможность. Однако российские власти активно искали выход из ситуации, продвигая экспансию российской платежной системы "Мир" за рубежом.
К этой системе присоединились банки Турции и нескольких стран СНГ.
Однако после намеков США о возможных вторичных санкциях практически все банки отказались от работы с российской системой.
В-четвертых, более двух третей российских банков по общему объему активов на сегодня отрезаны от международной системы обмена сообщениями о платежах SWIFT. К тому же они часто не имеют возможности держать корреспондентские счета в иностранных банках.
В-пятых, активы ряда российских банков сейчас заморожены. Речь идет, например, о средствах на счетах в американских или европейских банках.
Эти активы обездвижены и не могут быть использованы для текущей деятельности банков. По худшему для России сценарию эти активы могут быть в дальнейшем конфискованы, однако это вопрос не одного года.
Российская война сделала и присутствие международных банковских групп в России фактором, создающим для них значительные репутационные потери.
На сегодня в РФ присутствуют несколько узнаваемых международных банковских групп, в частности Raiffeisen, UniCredit, OTP, City и ING.
Однако продать российский бизнес хотя бы за какую-то приличную сумму пока просто невозможно.
Тотальная изоляция российской банковской системы на международной арене имеет два важных последствия. Во-первых, она останавливает развитие связанных секторов, таких как финтех.
Второе последствие гораздо важнее. Без мощного и вовлеченного в международную финансовую систему российского банковского сектора не стоит надеяться на рост роли рубля в глобальной торговле и финансовых потоках. Ну и, конечно, это делает идею о рубле как резервной валюте просто нежизнеспособной.
Российские власти четко осознают масштаб проблем, а потому при каждом удобном случае пытаются добиться смягчения международных санкций.
Поэтому в целом западные страны очень метко и эффективно применили доступные для них санкционные меры.
Подробнее - в материале Виталия Ваврищука Удар по будущему: чего достигли западные санкции против российских банков.