Как Швейцарию, блокирующую оружие для Украины, подталкивают к отходу он нейтралитета
Вторник, 22 ноября 2022, 19:32
В течение многих лет под прикрытием политики нейтралитета Швейцария могла быть "строгой и справедливой" (строгой к другим, справедливой к себе), незаметно и постепенно наращивая свое национальное благосостояние, лавируя между ценностями и профитом.
Российская агрессия против Украины стала "точкой невозврата", в том числе и для Швейцарии.
Скорее всего, идти старым курсом стране будет гораздо сложнее, чем раньше, идет речь в статье Сибиллы Бондольфи для Swissinfo Коррозия нейтралитета: как Швейцария вынужденно меняет свою внешнюю политику.
Швейцарский нейтралитет является прочной составляющей имиджа Швейцарии за рубежом. Но что это такое?
Четко объяснить, в чем заключается собственно "нейтралитет", никто не может, даже в самой Швейцарии.
И это может быть сознательным подходом: чем туманнее была сама дефиниция нейтралитета, тем большее пространство для маневра имела страна на международной арене.
Популярное объяснение: нейтралитет означает неучастие в чужих войнах.
Швейцария последние десятилетия стремилась укреплять свой глобальный имидж проповедника гуманитарных традиций и нейтрального посредника, что не мешало ей преследовать свои собственные экономические интересы.
По крайней мере так оценивают общую картину критики в основном левого и зеленого направления. "Швейцария смогла стать мировым центром торговли сырьем только благодаря пониманию нейтралитета как политики под лозунгом: "Мы ведем бизнес со всеми и на санкции мы не обращаем никакого внимания", - говорит исполнительный директор левой организации Alliance Sud Андреас Миссбах.
По словам депутата от партии Die Mitte Элизабет Шнайдер-Шнайтер, Швейцария в прошлом благодаря своему нейтралитету могла фактически иметь целый ряд международно-дипломатических привилегий.
"Сейчас эти привилегии переживают стадию эрозии", – уточняет она.
Находясь под жестким международным давлением, источником которого являются прежде всего США, Швейцария уже кардинально реформировала рамочные условия функционирования своей финансовой индустрии, отменив банковскую тайну по счетам нерезидентов и перейдя к режиму автоматического обмена банковской и налоговой информацией с зарубежными юрисдикциями.
Логичным представляется и осложнение отношений между Швейцарией и ЕС.
По словам эксперта по внешней политике "Партии зеленых" Кристина Бадерчера, "международная ситуация изменилась, и теперь ЕС не желает предоставлять Швейцарии какие-то привилегии".
Агрессия России против Украины также изменила настроение мирового сообщества в отношении Швейцарии.
Многие европейские страны серьезно раздражены тем, что Берн не позволяет им передавать Украине вооружения и боеприпасы, произведенные в Швейцарии.
Китай, Россия, Иран – автократические государства образовали сейчас самую настоящую "ось", поддерживая Москву в ее агрессии против Украины.
Некоторые эксперты и комментаторы говорят даже о возвращении к блоковому размежеванию, характерному для эпохи холодной войны.
По мнению Патрика Дюммлера из либерального правого аналитического центра Avenir Suisse, Швейцарии, вероятно, не удастся больше идти прежним курсом, и произойдет это "раньше, чем ожидалось, и в большей степени, чем ей хотелось бы".
Однако Дюммлер считает, что Швейцария просто попала в ситуацию цугцванга. "Ей придется и дальше поддерживать санкционный режим, иначе она рискует сама столкнуться с экономическими контрмерами"...
При этом решение присоединиться к санкциям вызвало разногласия в самой федеральной администрации.
Швейцарская народная партия (SVP) даже начала сбор подписей под народной законодательной инициативой "О нейтралитете", предлагающей прописать нейтральный статус страны в конституции.
Если Швейцария намерена сохранить хорошие отношения со своими важнейшими торговыми партнерами, то она будет просто обязана время от времени идти на уступки ЕС и США и даже вводить санкции, которые не соответствуют ее "шкурным" интересам.
Подробнее – в материале Сибиллы Бондольфи Коррозия нейтралитета: как Швейцария вынужденно меняет свою внешнюю политику.