Как Соглашение об ассоциации с ЕС помогает Украине во время войны

Аналитика коротко
Вторник, 8 ноября 2022, 19:35

Одна из самых распространенных ассоциаций с Европейским Союзом - это евробюрократия и неторопливые процедуры принятия решений.

Именно поэтому стремительный и довольно решительный - несмотря на давление правительств-скептиков - ответ ЕС на развязывание РФ агрессивной войны против Украины для многих стал сюрпризом. 

Инициатив поддержки и, соответственно, площадок для сотрудничества становится так много, что возникает насущный вопрос: а какую же роль в сотрудничестве Украины и ЕС военного времени играют довоенные форматы сотрудничества?

О том, остается ли Соглашение об ассоциации актуальным при наличии перспективы членства и как Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (УВЗСТ) Украина-ЕС способствует улучшению климата для ведения бизнеса в Украине читайте в статье старшего преподавателя кафедры международных отношений НАУКМА Марины Рабинович Как полномасштабная война изменила форматы сотрудничества Украины и ЕС.

Как известно, Соглашение об ассоциации Украина-ЕС содержит амбициозные планы по либерализации торговли товарами, услугами, а также сферы государственных закупок. 

В апреле 2014 года, в разгар войны на востоке Украины и за три года до вступления в силу Соглашения, Еврокомиссия уже принимала решение о временном снижении или полной отмене тарифов на украинский экспорт. Ежегодная экономия средств для украинских экспортеров того времени составляла около 500 млн евро.

В 2022 году ЕС применил похожий инструмент, но уже как дополнение к правилам и нормам торговой либерализации в рамках Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ).

Значительные объемы экспорта Украины в ЕС (в 2022 году его общая стоимость составила 24,1 млрд евро) и логистические вызовы, связанные с вторжением, побудили Украину и Евросоюз искать средства дальнейшего упрощения движения товаров. Среди них следует выделить либерализацию автоперевозок, соглашение о которой было достигнуто в июне 2022 года.

Несмотря на достаточно низкий процент выполнения Украиной своих обязательств по Соглашению в сфере транспорта (агрегированный показатель за 2015-2022 годы составляет 22%), определенные выполненные обязательства в транспортной сфере способствовали быстрой либерализации движения (например, относительно порядка перевозки опасных грузов).

Опыт использования Соглашения для адаптации сотрудничества Украины с ЕС во время войны есть и в других сферах.

Это, например, завершение технического этапа процесса взаимного признания электронных подписей в Украине и ЕС в июне 2022 года. Взаимное признание электронных подписей облегчит как получение услуг гражданами Украины в ЕС, так и ведение бизнеса между контрагентами из Украины и Евросоюза.

Продолжается либерализация и в сфере телекоммуникационных услуг, которая также предусмотрена УВЗСТ, что помогает Украине и украинцам в буквальном смысле оставаться на связи в военное время.

Один из актуальных вопросов сейчас: требует ли полученный Украиной в июне 2022 года статус страны-кандидата внесения изменений в Соглашение об ассоциации или заключения нового соглашения? Короткий ответ - нет.

Статус кандидата скорее является политической надстройкой, которую Соглашение могло бы теоретически включать изначально, если бы государства-члены ЕС на тот момент имели соответствующую политическую волю.

Именно амбициозность и детализация Соглашения (например, в части, касающейся приближения законодательства Украины к нормам права ЕС) являются факторами, которые помогут Украине продвигаться по ступенькам переговоров о членстве.

Наряду с тесно связанными процессами выполнения Соглашения об ассоциации и переговоров о будущем членстве, восстановление разрушенной инфраструктуры станет важным компонентом отношений Украина-ЕС в ближайшее время.

Статус кандидата - безусловно, ключевой политический рычаг, с помощью которого Евросоюз может влиять на выполнение Украиной ее обязательств по Соглашению и в рамках переговоров о членстве.

Не менее важным финансовым рычагом могут стать и средства на восстановление разрушенных объектов инфраструктуры, в частности в контексте Зеленого курса ЕС (ЕЗК). Основная идея ЕЗК - превращение Европы в климатически нейтральный континент до 2050 года.

Таким образом, успешный проект восстановления Украины - который, по мнению лидеров ЕС, может занять до 10 лет, является как финансовым рычагом влияния ЕС на Украину, так и инициативой, требующей синергии всех существующих форматов и секторов.

Без выполнения Соглашения об ассоциации, в частности в сфере защиты окружающей среды, трудно говорить о климатически нейтральном восстановлении и зеленой энергетике.

Подробнее - в материале Марины Рабинович Как полномасштабная война изменила форматы сотрудничества Украины и ЕС.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: