Удастся ли Западу остановить пророссийский реванш в Черногории
Политический кризис в Черногории способен поставить крест на ее европейских перспективах. Теперь об этом прямо заявляют европейские дипломаты. А значит, ситуация действительно выглядит чрезвычайно тревожной.
До такого уровня проблем страну довел конфликт между новосозданной коалицией и президентом Мило Джукановичем.
О том, под силу ли Евросоюзу и Соединенным Штатам предотвратить худший сценарий в наименьшей балканской стране и что этот конфликт означает для Украины, читайте в статье редактора ЕвроПравды Юрия Панченко Крест на европейских амбициях: куда заведет Черногорию реванш просербских сил.
Корни нынешнего конфликта растут от парламентских выборов 2020 года, когда Демократическая партия социалистов (ДПС) – партия действующего президента Джукановича – впервые в истории Черногории оказалась в оппозиции. Количество ее сторонников уменьшилось из-за коррупционных скандалов.
Зато при активной поддержке Сербской православной церкви к власти пришла партия "Демократический фронт", ориентированная на сербское меньшинство. Вместе с ней в коалицию вошли партии, представляющие интересы других меньшинств, тогда как партии, представляющие интересы титульной нации, оказались в меньшинстве.
Новая коалиция обещала продолжить прозападный внешний курс. Впрочем, события прошлого, а особенно начала нынешнего года, показали, что это неправда. Отношения Подгорицы с ЕС и НАТО существенно ухудшились, а последней каплей стало очень формальное принятие санкций против РФ – без реального выполнения этого решения.
Вследствие кризиса на должность нового премьера страны был избран относительно умеренный политик Миодраг Лекич.
Президент Джуканович отказался утверждать кандидатуру нового премьера, требуя проведения досрочных парламентских выборов.
Коалиция в ответ сначала угрожала президенту импичментом (что было нереально осуществить), а затем решила просто ограничить конституционные полномочия главы государства. В частности, его хотят лишить права отклонять кандидатуру кандидата в премьеры.
Соответствующий закон был принят и направлен на подпись президенту. При этом, по черногорской конституции, президент имеет право только один раз накладывать вето, а при повторном принятии закона должен его подписать.
Пересмотр полномочий явно противоречит конституции, однако Конституционный суд пока в стране не работает.
А соответственно, легальных путей выхода из этого кризиса просто нет.
Если раньше в Евросоюзе делали абстрактные заявления о необходимости поиска выхода из политического кризиса, разблокирования институтов и возвращения к выполнению евроинтеграционного "домашнего задания", то впоследствии там напрямую начали критиковать действия оппозиции.
А главное – там напрямую заявляют, что нынешний политический кризис уже привел к торможению процесса вступления в ЕС.
В Евросоюзе все чаще предлагают план выхода из кризиса, подобный оппозиционному: назначить наконец судей Конституционного суда и пойти на досрочные выборы, чтобы успокоить общество.
Стоит согласиться с оппозицией, что правительство, согласованное коалицией в обход президента, будут признавать легитимным только в Белграде. Добавим – и в Москве тоже.
Замораживание отношений с ЕС в перспективе позволит РФ восстановить свое влияние на Черногорию. Пусть даже сначала там будут продолжать делать заявления о неизменности прозападного курса.
Как ни странно, де-факто антизападные действия коалиции пока не привели к остановке помощи Киеву. Технический премьер Абазович в июне приезжал в Киев, чтобы выразить поддержку предоставления Украине статуса кандидата в члены ЕС.
Также Черногория в пределах своих сил оказывает помощь Украине, в том числе военную. Эта помощь оставалась неизменной даже в разгар кризиса.
Изменится ли эта ситуация с приходом нового премьера? Возможно, первое время и не изменится.
Подробнее – в материале Юрия Панченко Крест на европейских амбициях: куда заведет Черногорию реванш просербских сил.