Почему отношения Евросоюза с Китаем ухудшаются и как будут действовать стороны дальше
Понедельник, 5 декабря 2022, 16:30
За последние годы двусторонние отношения между ЕС и Китаем деградировали и стали более напряженными.
Вопросы прав человека, неоднозначная позиция Пекина относительно российской агрессии против Украины, дискриминация европейского бизнеса на своем рынке – вот очень сокращенный перечень проблем, которые беспокоят ЕС.
О том, как сейчас Евросоюз воспринимает Китай и какое будущее у европейско-китайских отношений читайте в статье главного консультанта Национального института стратегических исследований Алины Гриценко Проблемный партнер: как ЕС строит новую стратегию отношений с Китаем.
Традиционно основным драйвером развития европейско-китайских отношений была торговля, однако в последнее время очевидной стала тенденция к их политизации.
Евросоюз, исповедующий либерально-демократические ценности и придающий большое значение вопросу соблюдения прав человека, в прошлом году согласовал введение санкций в отношении Китая за систематические нарушения. В частности, это касалось геноцида уйгуров и представителей других этнических и религиозных меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также в Тибете.
Китай ввел ответные санкции, а Европейский парламент отложил ратификацию соглашения о двусторонних инвестициях, которое было результатом многолетних переговоров между Китаем и ЕС.
Такое ухудшение отношений способствовало синоскептицизму среди европейских политических элит.
Противоречия углубились после избрания Джо Байдена президентом США, а также с приходом к власти нового правительства в Германии и его стремлением – в частности, "Зеленых" – отойти от прагматического подхода к Китаю, характерного для Ангелы Меркель.
Поворотным моментом стало полномасштабное вторжение РФ в Украину, поскольку КНР не осудила агрессивные действия российского руководства и продолжает информационно поддерживать Москву.
Деградация политических отношений явно проявилась на саммите ЕС-Китай, который состоялся 1 апреля этого года и не имел существенного успеха.
Также изменения отражаются и в официальной риторике.
Парадоксально, но негативная тональность политических отношений между ЕС и КНР сопровождается стабильными экономическими связями.
Здесь наибольшее беспокойство ЕС вызывает асимметричность торгового баланса с Китаем: в прошлом году он был крупнейшим поставщиком товаров на европейский рынок.
На ЕС сейчас приходится чуть более 15% внешней торговли Китая. Евросоюз также выступает одним из ключевых источников прямых иностранных инвестиций в Поднебесной.
Однако Китай осторожно относится к расширению доступа европейских прямых инвестиций в страну.
КНР в свою очередь активно пользуется значительно более свободным доступом на рынок ЕС, особенно в странах Центральной и Восточной Европы.
Еще одна важная особенность экономических отношений ЕС и КНР заключается в неготовности Китая идти на уступки европейским партнерам в сфере защиты прав работников.
В таких условиях государства ЕС практически единодушно выступают за защиту европейского рынка от растущих объемов дешевого и некачественного экспорта из КНР.
По этой причине европейцы не только ввели антидемпинговые пошлины на отдельные виды китайской продукции, но и отказывались предоставить КНР статус рыночной экономики в рамках ВТО.
В то же время ЕС по-прежнему готов к взаимодействию и сотрудничеству, учитывая решающую роль Китая в решении глобальных проблем.
Европейский подход к Китаю является многослойным. Поднебесная является "партнером по сотрудничеству в разных направлениях политики".
Пекин – это и "партнер по переговорам", с которым необходимо найти баланс интересов, например в борьбе с изменениями климата.
В то же время это "экономический конкурент", стремящийся к технологическому лидерству, и "системный соперник, продвигающий альтернативные модели управления" (борьба демократии и авторитаризма).
Китай в большей степени, чем ЕС, заинтересован в активизации двусторонних политических контактов.
Зато в политике ЕС в отношении Китая доминируют ценностные ориентиры в политическом измерении и прагматический экономический интерес.
Подробнее – в материале Алины Гриценко Проблемный партнер: как ЕС строит новую стратегию отношений с Китаем.