При каких условиях нефтяные санкции ЕС станут болезненными для России
Очередным этапом финансового ограничения России стало введение ценового потолка на российскую нефть. Этот шаг должен усилить эффект от ранее введенного запрета на экспорт нефти и нефтепродуктов в ЕС.
О том, насколько мощным станет этот "двойной" удар по российской экономике читайте в колонке главы департамента группы ICU по корпоративному анализу Александра Мартыненко Мощнейшие, но недостаточные: какой эффект будут иметь новые нефтяные санкции ЕС.
С 5 декабря вступила в силу нефтяная часть шестого пакета санкций, согласно которой запрещается морской импорт российской нефти в ЕС.
Временным исключением является Болгария – она может продолжать такой импорт до конца 2024 года.
Автор колонки также напоминает, что компаниям стран G7, ЕС и Австралии запрещается предоставлять посреднические услуги связанные с поставкой российской нефти в любую страну мира, включая перевозку и страхование. Однако если цена нефти не превышает $60 за баррель, доступ к услугам остается открытым – и это уже условие восьмого санкционного пакета, который был согласован на прошлой неделе.
Восьмой пакет также предусматривает корректирующий механизм, который могут применить для удержания потолка на уровне 5% ниже рыночной цены.
"Очевидно, нынешний потолок в $60 – это не тот уровень, способный причинить ощутимый вред российской экономике.
В последние недели наиболее распространенная российская нефтяная марка Urals торговалась как раз около этого уровня, а иногда даже и на $10 ниже.
Между тем в трехлетнем проекте государственного бюджета, который сейчас находится на рассмотрении в российской Госдуме, именно цена экспортной нефти в $60 рассматривается как комфортный сценарий с приемлемым бюджетным дефицитом", – отмечает Александр Мартыненко.
Окончательная же реакция Кремля на введение потолка остается под большим вопросом, добавляет эксперт.
По его словам, российская риторика в последнее время становится более умеренной, и все больший акцент ставится на игнорирование ценового потолка. Нынешний уровень потолка вкупе с текущими рыночными котировками позволяет придерживаться такой позиции и одновременно продолжать тактику запугивания.
"Следует отметить, что РФ не сможет полностью заменить европейских покупателей на азиатских – там такие большие объемы нефти и нефтепродуктов просто не нужны. А те же дополнительные объемы, которые таки удалось продать, стали возможны лишь ценой значительных дисконтов к таким признанным котировкам как Brent.
Именно на более жесткие требования дисконтов от развивающихся стран и может рассчитывать Запад в своих попытках подорвать экспортные заработки РФ.
Однако здесь тоже существует большая неопределенность относительно дальнейшего поведения третьих стран", – пишет в колонке глава департамента группы ICU по корпоративному анализу.
По нефтяному рынку ходят слухи, отмечает Мартыненко, что Россия потихоньку собирает многочисленный танкерный флот для теневых перевозок нефти, а также планирует обеспечить страхование силами собственных компаний. Западный бизнес занимал львиную долю рынка страхования нефтяных перевозок, а способность других компаний заполнить пустующую нишу остается неизвестной.
Также под вопросом желание владельцев танкеров сотрудничать с РФ и тем самым идти на конфликт с Западом.
Итак, пока Западу больше удается удерживать шаткий баланс на рынке нефти, чем подорвать способность РФ финансировать нефтедолларами войну, резюмирует эксперт.
Больше – в колонке Александра Мартыненко Мощнейшие, но недостаточные: какой эффект будут иметь новые нефтяные санкции ЕС.