Как "Венецианка" вредит реформе Конституционного суда Украины и что с этим делать
Венецианская комиссия в своем свежем решении почти полностью изменила позицию по реформе Конституционного суда Украины, чем поставила под угрозу системные изменения в нем и проложила путь для недопустимой для демократии концентрации власти.
О том, что не так с заключением Венецианской комиссии и как Украине предотвратить негативный сценарий читайте в статье Михаила Жернакова, Степана Берко из Фонда DEJURE, Галины Чижик из Центра противодействия коррупции и Екатерины Бутко из Автомайдана ЕС должен остановить катастрофу в Украине, которую создает решение Венецианской комиссии.
В октябре 2020 года Конституционный суд Украины принял решение, которым признал неконституционной систему электронного декларирования чиновников и фактически снес ключевую часть антикоррупционной инфраструктуры Украины.
Тогда же на запрос президента Зеленского Венецианская комиссия приняла срочное заключение, в котором четко написала: такие решения – следствие политической зависимости судей, а выход заключается в независимой процедуре их отбора.
Для этого, отметили эксперты, должна быть создана независимая от политиков комиссия, которая бы состояла из международных экспертов и представителей общественности. После этого "Венецианка" повторила сказанное еще дважды, в двух других своих решениях.
Несмотря на это все около двух лет реформа Конституционного суда не двигалась.
Все изменило получение Украиной статуса кандидата на вступление в ЕС: Еврокомиссия и Европейский совет включили реформу суда в пункт №1 среди условий получения статуса кандидата, без выполнения которых Украина не может открыть переговоры о вступлении. Там указано: реформа должна происходить в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.
Приоритетность движения в ЕС для президента Зеленского сыграла решающую роль: реформа отбора судей Конституционного суда Украины начала двигаться. В сентябре законопроект №7662 приняли в первом чтении, и казалось, что надлежащая реформа суда, а с ней эффективная защита украинской Конституции и реформ – не за горами.
Но "зрада" пришла, откуда не ждали.
Свежий вывод "Венецианской комиссии" по законопроекту 7662 особенно удивителен, ведь он содержит целый ряд ошибок и ошибочных интерпретаций. Как следствие – дает рекомендации, которые нивелируют саму суть реформы.
Например, Венецианская комиссия предлагает установить, что решение Консультативной группы экспертов (фактически служит отборочной комиссией для конституционных судей) не являются обязывающими, а имеют рекомендательный характер.
Также, Комиссия приходит к выводу, что "в нынешних условиях" предложенный состав Консультативной группы экспертов из шести человек (три из которых – представители президента, парламента и съезда судей) можно утверждать и надеяться, что международные эксперты будут достаточным сдерживающим фактором для политической части комиссии.
Хотя, опыт Украины показывал, что это не работает.
В тексте заключения встречается идея назначения седьмого члена от международников, который бы изменил баланс – в выводы этот тезис не включили.
Фактически "Венецианка" в лучшем случае обрекла реформу КСУ на повторение судьбы отбора руководителя Специализованної антикоррупционной прокуратуры, когда политические назначенцы месяцами придумывали разные поводы, почему не могут утвердить победителя конкурса, который не устраивал власть.
Кроме того, если ранее Венецианская комиссия рекомендовала, чтобы в комиссию по отбору кандидатов в судьи вошли не только международные эксперты, но и представители гражданского общества, то в свежем же заключении неожиданно появилось другое мнение. В частности, о том, что "разнообразие и поляризованность" гражданского общества не позволит выбрать таких представителей от общественности, которые удовлетворили бы все гражданское сообщество.
Мы, конечно, не обвиняем Венецианскую комиссию в чем-либо. Вероятно, этим решением Комиссия решила поддержать Украину в условиях войны, отказавшись резко критиковать законопроект от власти. На это намекает и текст самого документа, несколько раз упоминая "особые условия, в которых находится Украина".
Заключение "Венецианки" на 100% комплиментарное и удобное именно для украинской политической власти. Оно практически не содержит рекомендаций, которые должны были бы защитить украинское общество от потенциальных злоупотреблений с ее стороны.
Редакция украинского законопроекта 7662, принятая в первом чтении, до заключения Венецианской комиссии, была неплохой. Там уже содержалось положение об обязательности решений Консультативной группы экспертов, и половину ее составляли независимые международные эксперты.
Венецианской комиссии было достаточно повторить свои предыдущие рекомендации (чего и ожидали участники процесса), дать советы об усовершенствовании состава группы и процедур отбора – и с их учетом крепкий и независимый Конституционный суд в Украине стал бы наконец реальностью.
Зато после получения решения "Венецианки" представители власти значительно ухудшили текст законопроекта, изъяв среди прочего положение об обязательности решений КГЭ, на что с радостью "согласились" депутаты.
Судьи будут отобраны в ближайшие месяцы в соответствии с новым законом и их каденция продлится девять лет.
Таким образом, именно сейчас без всякого пафоса и преувеличения – исторический момент, который определит, как будет выглядеть Конституционный суд, а затем и вся страна, в последующие десятилетия.
Единственный, кто может повлиять на ситуацию и на кого остается надежда – это Евросоюз, частью которого мы хотим стать.
То, что реформа отбора судей КСУ является "кандидатским критерием", определенным для Украины, дает ЕС рычаг влияния.
Подробнее – в материале Михаила Жернакова, Степана Берка Галины Чижик и Екатерины Бутко ЕС должен остановить катастрофу в Украине, которую создает решение Венецианской комиссии.