Какой объем помощи Запада может получить Украина в этом году и на каких условиях

Понедельник, 16 января 2023, 16:00

Украина десятилетиями была зависимой от помощи западных партнеров – доноров и кредиторов. С началом полномасштабной агрессии РФ потребность во внешней помощи выросла до невиданных объемов.

Согласно отчету министерства финансов, за прошлый год расходы государственного бюджета составили 2704 млрд грн, из которых внешняя помощь (гранты и кредиты) покрыла 1045 млрд, то есть 38,6%. Это – считая только денежную невоенную помощь.

Чтобы помочь Киеву выиграть войну, западная поддержка должна сохраняться – как военная, так и финансовая. Украина настаивала, что это средства для выживания, и они должны предоставляться без условий. Впрочем, в 2023 году Евросоюз решил использовать финансовую поддержку как рычаг для лоббирования реформ. Это завершило период, когда Киев мог говорить, что война – не время для системных изменений.

О том, на каких условиях ЕС предоставит Киеву 18 млрд евро и как будет поступать финансирование от США в новом году, читайте в статье редактора ЕвроПравды Сергея Сидоренко Спасение в обмен на реформы: при каких условиях Киев получит деньги ЕС и США в 2023 году.

Полномасштабная война изменила отношение западных доноров к помощи Украине. Весной 2022 года страны G7 по запросу Украины приняли решение о совместной и безусловной финансовой помощи Киеву, которая позволила бы удержать стабильность экономики. США и ЕС пообещали взять на себя основную часть расходов и предоставлять по 1,5 млрд долларов/евро в месяц для погашения дефицита бюджета.

Причем у доноров есть понимание, что в 2023 году объемы помощи, которые получит Украина и украинцы, будут еще выше. Исследование, проведенное в рамках проекта "Антихрупкость" Центра экономических стратегий (ЦЭС), пришло к выводу, что суммарная стоимость помощи от всех доноров и источников (включая неденежную и ту, что поступает без участия государства) в 2023 году может достичь отметки в $100 млрд.

В мае руководство Еврокомиссии анонсировало большую программу макрофинансовой помощи Украине. Брюссель предложил выделить Киеву 9 млрд евро – в дополнение к 1,2 млрд евро, уже перечисленных с начала полномасштабной войны. До того ЕС еще никогда не предоставлял другому государству "макрофин" на такую большую сумму – но беспрецедентные обстоятельства требуют беспрецедентных решений.

Еще одной беспрецедентной особенностью этой помощи стало то, что Еврокомиссия была готова предоставить ее Украине без политических предпосылок.

Из обещанных 9 млрд евро Киев получил до конца года лишь 6 млрд.

Между тем недофинансирование вызвало раздражение не только Киева, но и партнеров по G7, прежде всего Соединенных Штатов, которые выполняли свою часть договоренностей без задержек.

Евросоюз пообещал исправиться в 2023 году.

Одобрение нового пакета помощи в объеме 18 млрд евро в год превратилось для Брюсселя в дело чести – и действительно, ценой тяжелых политических уступок Венгрии украинский пакет помощи был юридически согласован. Но появилась другая проблема.

"ЕС начал выдвигать условия, при которых предоставит обещанные деньги", – пожаловались в декабре сразу несколько источников ЕвроПравды.

Вице-премьер Ольга Стефанишина объяснила, что в перечень вошли не "хотелки" Еврокомиссии, а пункты, которые обеспечат надлежащее использование этих средств украинским правительством.

"Евросоюзу нужна уверенность, что 18 млрд евро будут должным образом использованы Украиной. Для этого ЕС традиционно уделяет внимание вопросам верховенства права и антикоррупции, поэтому эти индикаторы также вошли в перечень", – сказала вице-премьер.

Лидеры ЕС также согласовали предельно льготные условия, которые гарантируют, что после получения 18 млрд евро Украина не окажется в "долговой яме". Среди льготных условий: срок погашения займа составляет 35 лет; в ближайшие 10 лет Украина не должна платить (беспрецедентно длинный льготный период); Украина не будет платить проценты и другие платежи за обслуживание этого кредита.

Чтобы избежать побочных последствий "макрофина" для Киева Брюссель придумал механизм "процентной субсидии": проценты вместо нас будут гасить страны ЕС.

Однако в условиях 18-миллиардного кредита, описанных в согласованном меморандуме между Украиной и Еврокомиссией, есть важное отличие: субсидия активируется в обмен на осуществление реформ, или, говоря языком документа, "при соблюдении политических предпосылок".

Перечень реформ, согласованных между Украиной и ЕС и зафиксированных в меморандуме, включает блоки: "Верховенство права", "Энергетика", "Структурные реформы и эффективное управление" и "Макрофинансовая стабильность".

Финансирование от США в этом году запланировано в сумме $1,1 млрд в месяц (вместо $1,5 млрд в прошлом году). Оно будет поступать в Украину через механизмы Всемирного банка в виде грантов. Наличие у США этого инструмента убирает все те проблемы, которые приходится решать ЕС (вроде обнуления процентов, перспективы списания этого долга и т.п.). При этом средства США не связаны ни с какими требованиями по реформам.

Впрочем, в обмен на такое безусловное финансирование Всемирный банк и Госказначейство США получают доступ к информации о расходах украинского бюджета, чтобы иметь возможность оценить реальные потребности, дефицит бюджета и убедиться в целевом использовании средств. Такое требование вполне логично, особенно учитывая то, что США выдвигают категорическое требование: их средства можно пускать только на социалку и категорически нельзя пускать на военные расходы.

Подробнее о том, что Украина обязалась выполнить в обмен на деньги от ЕС и о финансировании от США, читайте в материале Сергея Сидоренко Спасение в обмен на реформы: при каких условиях Киев получит деньги ЕС и США в 2023 году.