Как Швейцария пытается избежать конфискации российских активов
Понедельник, 23 января 2023, 11:47
Российская агрессия против Украины стала вызовом даже для исторически нейтральных государств. Швейцария, статус которой всегда был стандартом нейтралитета, решительно осудила действия РФ и заморозила почти $8 млрд российских активов, находящихся под ее юрисдикцией.
Однако до сих пор активизации в вопросе конфискации российских активов со стороны Швейцарии не наблюдается.
Правительство альпийской страны откровенно признает, что такой шаг станет мощным ударом для швейцарских банков, а потому принятие такого решения потребует детального обсуждения – вплоть до проведения референдума, идет речь в статье аналитика Центра Днестрянского Софии Косаревич и директора Центра Днестрянского Ивана Городиского Тихая гавань: почему Швейцария медлит с шагами по конфискации российских активов.
Швейцария исторически является одним из глобальных финансовых центров и "тихой гаванью" для активов из разных стран, в том числе российского происхождения.
По состоянию на март 2022 года Ассоциация банкиров Швейцарии оценивала объем активов российских клиентов в швейцарских банках в $160 млрд. Эта цифра касается только финансовых, банковских активов, владельцами которых являются граждане РФ.
С начала полномасштабного вторжения РФ в Украину Швейцария приняла меры, которые заметно диссонируют с ее давней политикой нейтралитета. В частности, страна присоединилась к режиму санкций и заметно активизировала работу по идентификации и замораживанию российских частных активов.
Однако дальнейшие шаги в направлении конфискации этих активов натолкнулись на политическое и юридическое сопротивление. Начиная с лета, швейцарское высшее политическое руководство начало активнее говорить о конфискации российских активов как о негативном явлении.
Главным препятствием для конфискации российских активов в Швейцарии является отсутствие специального механизма, который бы позволил провести ее в связи с российской агрессией и в пользу Украины.
С начала российской агрессии в Швейцарии не было ни рассмотрено, ни принято ни одного документа, который бы был направлен на создание специального механизма конфискации российских активов в качестве наказания за агрессию против Украины.
И хотя во время Всемирного экономического форума в мае прошлого года министр иностранных дел Игнацио Кассис, который на тот момент исполнял обязанности президента Федерального совета Швейцарии, заявил, что конфискация является глобальным вопросом, и Швейцария объявит свою позицию в соответствующее время, а на нынешнем Давосе сказал, что не исключает такой возможности, однако конкретных инициатив в Швейцарии так и не было создано.
Соответственно, конфискация возможна только в рамках уголовных производств в случае доказательства, что владельцы имущества совершили или были причастны к совершению преступлений.
Также закон "Об иностранных незаконных активах" 2016 года позволяет замораживать, конфисковать и возвращать в страну происхождения активы только иностранных чиновников, полученные в результате осуществления коррупционной деятельности. Однако эти процедуры требуют значительного периода времени, ресурсов для проведения следствия и должны быть доказаны в суде.
В конце концов, у власти остается вполне реальный и "очень швейцарский" способ спрятать проблему – вынести этот вопрос на общенациональный референдум. О такой необходимости уже заявил Игнацио Кассис.
Такая позиция правительства Швейцарии имеет вполне очевидное объяснение – замораживание десятков миллиардов активов российских олигархов на счетах швейцарских банков, тем более их арест и конфискация, серьезно повлияет на финансовый сектор страны.
Швейцария, знаменитая своей банковской системой, не в восторге от использования частной собственности в политических целях.
На самом деле в истории Швейцарии уже был опыт изъятия активов, которые принадлежали другому государству.
В 1946 году Швейцария подписала так называемое Вашингтонское соглашение, согласно которому она передала союзникам немецких активов на сумму 250 млн франков, а впоследствии дополнительно выплатила еще 121,5 млн франков, что по современному курсу составляет $1,28 млрд.
Тогда это стало результатом давления государств-победителей, введения санкций против самой Швейцарии и едва не привело к международной изоляции страны.
Подробнее – в материале Софии Косаревич и Ивана Городиского Тихая гавань: почему Швейцария медлит с шагами по конфискации российских активов.