Сможет ли Молдова отказаться от нейтралитета и пойти в НАТО
Членство Республики Молдова в Североатлантическом альянсе? Еще год назад такое предположение показалось бы абсурдом.
Даже сейчас, почти через год после начала полномасштабной агрессии РФ против Украины, которая одновременно угрожает и соседней Молдове, на пути такого членства есть немало внутренних препятствий.
Однако президент Молдовы Майя Санду запустила пробный шар и сняла табу с разговоров на геополитическую тематику, которого всячески придерживалась во время своей избирательной кампании.
Она осторожно заявила о том, что Кишинев может подумать о членстве в "больших альянсах", и дала понять, что нейтралитет не является священной коровой для нее и правительства.
Она дала понять, что нейтралитет не является священной коровой для нее и правительства, говорится в статье эксперта Совета внешней политики "Украинская призма" Сергея Герасимчука Конец нейтралитета Молдовы: что стоит за словами Санду о вступлении в НАТО.
Заявление президента Санду взбудоражило волну не только в молдавском политикуме, но и на российских болотах.
Российский МИД угрожает тем, что членство Молдовы в НАТО может привести к дезинтеграции государства.
Можно предположить, что россияне намекают, что еще одним "вагончиком", который потеряет Молдова, помимо Приднестровья, станет пророссийский регион Гагаузия.
В конце концов, когда Дмитрий Рогозин еще занимался Молдовой, он уже озвучивал такую угрозу.
Да и башкан Гагаузии Ирина Влах возмущается тем, что "Молдова вооружается" и упрекает правительство Молдовы, что предоставленные Германией бронетранспортеры "Пиранья" могут взбудоражить новую горячую фазу Приднестровского конфликта.
А скандальный экс-президент Игорь Додон вообще уже обвинил Майю Санду в работе на "заокеанских хозяев" и указал ей, что молдаване не хотят стать пушечным мясом в войне НАТО против России.
Зачем Майя Санду пошла на такой опасный шаг накануне местных выборов, которые должны состояться осенью 2023 года? Ведь на их фоне многие захотят покритиковать президента.
С одной стороны, таким образом президент Молдовы вызвала огонь на себя. С другой – дала оппозиционерам шанс перессориться между собой за первенство в критике ее инициатив, а следовательно, взаимно истощить друг друга еще до избирательной гонки.
Зато сама Майя Санду и ее политическая сила "Действие и солидарность" (PAS) могут "оседлать" тему безопасности и воспользоваться ею как своим козырем. Мол, пока все спорят, ответственные президент и правительство ищут пути обезопасить слабую и уязвимую Молдову.
А как же с реальностью перспектив членства Молдовы в НАТО?
Предпосылки для вступления есть. Но дело в том, что нейтралитет страны закреплен в ее конституции.
Конечно, учитывая настроения политических сил как в парламенте, так и вне его, найти союзников в исправлении этой исторической ошибки – сейчас об этом уже можно говорить со всей очевидностью – будет трудно.
Конституционное большинство Санду не наберет ни в нынешнем составе парламента, ни в будущем.
Но как с точки зрения международного права может быть нейтральным государство, имеющее на своей территории войска другого государства?
И здесь, при определенной сноровке в искусстве политических спекуляций, уже можно начинать анонсированную Санду осторожную дискуссию.
Даже если такой сценарий является блефом, то довольно элегантным. Он позволяет продемонстрировать Западу преданность, россиянам – решительность, а политическим оппонентам – готовность к борьбе.
Больше – в материале Конец нейтралитета Молдовы: что стоит за словами Санду о вступлении в НАТО.