Как Совет Европы продвигает спецтрибунал для верхушки РФ и Беларуси
На этой неделе в Парламентской ассамблее Совета Европы приняли три резолюции с упоминанием о необходимости создать "трибунал против Путина": специальный уголовный суд, задачей которого является наказание высших должностных лиц, разделяющих ответственность за российскую агрессию против Украины.
А главное – в новых решениях ПАСЕ впервые появились детали и очертания спецсуда. Этот орган, что довольно символично, предлагают создать в Гааге. А на скамье подсудимых хотят видеть не только российское руководство.
Подробнее – в статье редактора ЕвроПравды Сергея Сидоренко (из Страсбурга) На шаг ближе к Гааге: как Совет Европы готовит трибунал для Путина и Лукашенко.
Совет Европы – это панъевропейская организация, созданная в далеком 1949 году для защиты демократии и прав человека. Тогда, в послевоенные времена, основатели СЕ считали его ключевой задачей сохранение мира на континенте, но впоследствии это забылось, и организация долго настаивала, что вообще не должна иметь дело с вопросами военных конфликтов.
После нападения России на Украину в 2014 году СЕ пережил несколько трансформаций, ища себя в новой реальности: сначала наложил санкции на Россию; в 2019-м под давлением Москвы снял их, чтобы "вернуться к диалогу". Только после полномасштабного вторжения в 2022 году члены Совета Европы признали, что диалог "не сложился", а попытка умиротворения агрессора была их позорной ошибкой.
В марте Россию исключили из состава Совета Европы, а Украина и помощь ей превратились в ключевой приоритет даже для тех политиков СЕ, которые до этого имели имидж пророссийских.
Но Совет Европы не имеет танков или истребителей, не может оказывать военную помощь, поэтому выбрал другой путь.
В организации решили взять на себя лидерскую роль в будущем послевоенном правосудии над агрессором. Причем публичным драйвером этой идеи стала именно Парламентская ассамблея, словно сглаживая свою политическую вину за то, что 3,5 года назад именно она так же была главным публичным лоббистом "прощения" России.
В целом ПАСЕ на этой неделе в трех своих резолюциях каждый раз упоминала о необходимости создать спецтрибунал. Это превратилось в некую обязательную фразу, которая необходима для того, чтобы потребность спецтрибунала укоренилась в мыслях европейских политиков.
Ведь – это надо признавать – не всем столицам эта инициатива сразу пришлась по душе. В том числе из-за того, что идея создания спецсуда, который занимался бы исключительно преступлением агрессии, многим казалась не слишком понятной и опасной.
Отдельная резолюция, которую ПАСЕ приняла на этой неделе, почти полностью посвящена необходимости обеспечить правосудие, в том числе международное.
Это – первый публичный документ, принятый на уровне международной организации, в котором очерчены параметры будущего трибунала. Итак, ПАСЕ поддерживает создание специального трибунала со следующими очертаниями: во-первых, это будет "суд одного преступления" – преступления агрессии, совершенного против Украины; во-вторых, среди подсудимых спецтрибунала должны быть топ-политики, и не только российские; в-третьих, ПАСЕ впервые подчеркнула, где должен проходить трибунал – в городе Гаага.
Сейчас предложения ПАСЕ не являются официальной утвержденной позицией мирового сообщества, но высок шанс, что спецтрибунал будет создан в полном соответствии с этим описанием.
Создание такого органа, которое еще девять месяцев назад казалось не слишком реальным – теперь все более вероятно. Спецтрибунал получает поддержку ключевых мировых игроков. На этой неделе Украина наконец получила публичную поддержку этой идеи от Франции, что стало настоящим прорывом.
И теперь все более реальным становится идея о том, что Совет Европы станет основным "продвигателем" создания этого органа.
Ключевым событием на этом пути должен стать саммит Совета Европы (чрезвычайный, проходит лишь в четвертый раз за 73 года существования организации!), который запланирован на 16-17 мая в Рейкьявике.
На этой неделе ПАСЕ утвердила также "путеводитель" для подготовки к саммиту – письменные рекомендации для комитета министров СЕ, о выполнении которых этот орган должен отчитываться перед парламентариями. Ассамблея настаивает, что работа над созданием трибунала должна стать основной задачей этого саммита.
А в пояснении к этому решению депутаты уточняют: по сути, гаагский трибунал для Путина и Лукашенко должен стать "римейком" Нюрнбергского трибунала для верхушки нацистской Германии.
Подробнее – в материале Сергея Сидоренко (из Страсбурга) На шаг ближе к Гааге: как Совет Европы готовит трибунал для Путина и Лукашенко.