Как Верховной раде перестроиться на турборежим по евроинтеграции
Среда, 4 января 2023, 15:57
Украина, начав движение к вступлению в Евросоюз, для завершения этого процесса должна будет полностью внедрить в свое законодательство положения EU acquis, то есть права ЕС.
Для начала переговоров о вступлении в Евросоюз Украина должна выполнить рекомендации Еврокомиссии. Подавляющее большинство рекомендованных законопроектов прошли все этапы законодательного процесса достаточно быстро – в период августа-декабря 2022-го.
Впрочем, даже если ЕС подтвердит одобрение всех проектов из рекомендованного Еврокомиссией пакета, это не будет означать, что вопрос решен.
Объем законодательства, который Украине надо будет внедрить в рамках переговоров о членстве – несравненно больше. Сделать это без надлежащих процедур, с "ускорением в ручном режиме" и с сохранением качества адаптации, представляется нереалистичным.
О специальных процедурах, благодаря которым страны срочно принимают определенные нормы Евросоюза, и о том, что хотят ввести по этому поводу в Украине, – в колонке партнера Юридической группы LCF, руководителя практики корпоративного права, М&А и антимонопольного права Сергея Бенедисюка Турборежим для Европы. Как в Раде планируют изменить рассмотрение законов и нужно ли это ЕС.
Автор колонки напоминает, что за 2,5 года работы Верховной рады IX созыва (с августа 2019 по 11 апреля 2022 года, когда заполнялся опросник) из 776 принятых законов 330 Рада приняла быстрым способом – одним голосованием, сразу в первом чтении и в целом (то есть 42,5% законов).
Впрочем, из этого количества, добавляет эксперт, целесообразно исключить ратификацию международных договоров, которая всегда происходит по этой процедуре. Если не учитывать их, то в IX созыве Рада из 660 законов приняла 214 (32,4%) сразу в первом чтении и в целом.
Является ли этот показатель высоким?
Еврокомиссия, рекомендуя предоставить Украине статус кандидата, не стала акцентировать на нем и лишь высказала следующее: "Использование ускоренных процедур для принятия законодательства, в том числе в сферах, касающихся acquis ЕС, относительно ограничено. Всесторонняя оценка влияния предложенного законодательства и законодательный надзор за исполнительной властью, включая мониторинг реализации законодательства, должны быть усилены".
"Внутренние законодательные процедуры – это не вопрос Евросоюза. Каждая страна устанавливает их, исходя из собственной системы права и политических традиций", – отмечает Сергей Бенедисюк.
Однако для ЕС важно, отмечает партнер Юридической группы LCF, чтобы Украина, когда получит полноправное членство, могла согласовывать национальное законодательство с правом ЕС максимально оперативно и при этом качественно. Для этого, кроме политической воли, нужен инструментарий. А это – как ускоренные процедуры (когда требуется срочное принятие определенных норм ЕС), так и проверка законопроектов на соответствие европейскому праву.
Страны-члены ЕС имеют опыт решения таких вопросов, пишет автор колонки.
К примеру, в Польше имплементационные законы (то есть те, которые внедряют нормы общего acquis) рассматриваются по отдельному графику, который должен учитывать установленные сроки на имплементацию акта Евросоюза – чтобы во всех 27 государствах-членах ЕС тот или иной акт заработал одновременно.
Страны-кандидаты на вступление также имеют подобные механизмы.
Например, парламент Черногории может рассматривать законопроекты, связанные с интеграцией в ЕС, по срочной процедуре - в течение 24 часов после регистрации.
"В Украине тоже есть законодательные инициативы, предусматривающие ускорение процедуры принятия "евроинтеграционных" законов", – отмечает Бенедисюк.
13 декабря регламентный комитет рекомендовал депутатам поддержать в первом чтении законопроект №8242 о внесении изменений в закон о регламенте Верховной рады о внесении, рассмотрении и принятии законопроектов, направленных на адаптацию законодательства Украины к положениям права Европейского Союза (acquis ЕС) в части выполнения международно-правовых обязательств Украины в сфере европейской интеграции.
Предлагается, что проект будет попадать в повестку дня вне очереди без голосования Рады в случае, если Кабмин в пояснительной записке или в экспертном заключении по законопроекту написал, что тот "направлен на адаптацию законодательства Украины к положениям права Европейского Союза в части выполнения международно-правовых обязательств Украины в сфере европейской интеграции".
"Но скорость принятия не должна вредить качеству", – предупреждает эксперт.
По сути, предложение изменения украинских правил соответствует существующей практике ЕС. А автоматическое включение правительственных "евроинтеграционных" проектов в повестку дня должно нивелировать дополнительные потери времени из-за обязательности рассмотрения большинства из них в двух чтениях.
Подробнее – в колонке Сергея Бенедисюка Турборежим для Европы. Как в Раде планируют изменить рассмотрение законов и нужно ли это ЕС.