Посол Германии рассказала, как встретила войну и работала в условиях бомбежек
Четверг, 23 февраля 2023, 17:00
Анка Фельдгузен, возглавляющая посольство Германии, является, наверное, самым опытным западным послом, когда речь идет об опыте по украинским вопросам.
Ни один другой европейский посол не имеет опыта работы в Украине и во время начала российско-украинской войны 2014 года, и в 2022-м, во время начала полномасштабного вторжения.
Накануне годовщины большого российского нападения Анка Фельдгузен поделилась своими воспоминаниями о событиях накануне нападения РФ, о первых днях и о том, как западные государства налаживали работу в условиях войны.
Далее – краткое изложение ее воспоминаний. Более полная версия – в материале Дипломатия военного времени. Воспоминания посла Германии в Украине о годе работы в войне.
Я была в Украине как в феврале 2014 года, когда началось вторжение РФ в Крым, так и в феврале 2022-го, когда началась полномасштабная захватническая война России против Украины. Но ощущения в те дни были очень разными.
В 2014 году война постепенно подкрадывалась к нашей дипломатической жизни. Военные действия казались очень далекими, потом состоялись нормальные демократические свободные выборы, Соглашение об ассоциации с ЕС было подписано и в конце концов ратифицировано. Германия поддерживала Украину на этом пути всем, кроме оружия.
Зато в 2022 году была, пожалуй, самая громкая объявленная война за всю историю. Посольство Германии готовилось к возможному наступлению в течение недель, а 12 февраля мы решили отправить семьи домой и оставить очень сокращенные основные команды в Киеве и Львове. К тому времени многие другие посольства уже выехали во Львов или Польшу, поэтому Берлин волновался – но мы объясняли, что в Киеве жизнь продолжается вполне нормально. Даже погода напоминала мне февраль 2014 года, когда солнце так же неистово сияло в самые тяжелые дни Революции достоинства.
Указание покинуть Киев мы получили в ночь с 23 на 24 февраля.
Я тогда еще надеялась, что ничего не случится.
А поскольку приказ об эвакуации поступил поздно вечером и мы все были уставшие, то я решила дать команде поспать несколько часов в гостинице в Житомире. Если окажется, что это снова ложная тревога, рассуждала я, мы бы смогли вернуться в Киев, где у меня была запланированная встреча с министром финансов 24 февраля, чтобы подписать контракт на выплату последних 150 млн евро из 500 млн, обещанных ранее.
Но около 5:30 утра мой атташе по вопросам обороны разбудил меня новостью, что крылатая ракета только что пролетела над нашим отелем и попала в военный аэропорт поблизости.
Мы направились в направлении Львова второстепенными дорогами. Впервые нас остановили в маленьком селе, где местный полицейский явно не знал, как вести себя с нашей колонной из двенадцати машин. В конце концов он отпустил нас, а конфеты, которые он дал мне на прощание (видимо, я выглядела очень истощенной), до сих пор лежат в моей сумочке как память о человеческой доброте в эти первые оглушительные часы войны.
Остаток дня по дороге к границе – с блокпостами и ракетами, которые летали над нами, – прошел как в тумане. К концу дня мы были в Польше.
В первые дни я просыпалась очень рано и хватала телефон, чтобы убедиться, что Киев все еще в руках Украины. Когда российские войска не заняли его примерно через неделю, я впервые начала больше надеяться на успех – с верой, что столица выдержит.
9 мая 2022 года я наконец села в ночной поезд в Киев в составе делегации своего министра иностранных дел.
10 мая я проснулась где-то под Фастовом – и поняла, что не чувствовала себя лучше с 24 февраля.
Моя очень, очень маленькая команда приехала в тот же день, и после обеда 10 мая 2022 года глава МИД Анналена Бербок официально возобновила дипломатическое присутствие Германии в Киеве.
Вечером она уехала – и началась новая часть нашей жизни во время войны.
Тем временем в Киев прибывало все больше делегаций; кульминацией стал визит Федерального канцлера вместе с президентами Франции, Италии и Румынии. Тогда они объявили о поддержке запроса Украины на членство в ЕС в саду Мариинского дворца.
Тогда царило ощущение исторического момента.
За это время мы научились жить с частыми воздушными тревогами, долгими часами в укрытии отеля или подвале посольства, спали в ванных комнатах наших гостиничных номеров на полу. И я привыкла, что везде меня сопровождают немецкие охранники.
С приближением лета начали возвращаться признаки нормальной жизни.
Тем временем нам удалось увеличить количество дипломатов в Киеве и мы надеялись снова увеличить присутствие – но после 10 октября, когда Россия перешла к тактике массированных ракетных ударов, в том числе по Киеву, это затормозилось.
Поставка нашей первой системы противовоздушной обороны IRIS-T совпала с первыми ракетными атаками и ударами беспилотников. С тех пор противовоздушная оборона является приоритетом для всех партнеров Украины.
Более полная версия воспоминаний – в материале Дипломатия военного времени. Воспоминания посла Германии в Украине о годе работы в войне.