Как выход из Евросоюза создал проблемы для Британии и смогут ли их решить

Аналитика коротко
Вторник, 28 февраля 2023, 17:10

После нескольких месяцев публичных и не очень переговоров Лондон и Брюссель достигли компромисса по едва ли не самому болезненному вопросу двусторонних отношений.

Документ, получивший название Виндзорская рамочная договоренность (The Windsor Framework), призван закрыть самую большую проблему, возникшую из-за Brexit: вопрос торговли через Северную Ирландию. Несмотря на то, что Лондон завершил выход из ЕС еще в 2020 году, схему решения этой проблемы найти не удавалось.

О том, как удалось снять болезненный вопрос, в чем суть нового североирландского компромисса и какие последствия он будет иметь для британских островов – в статье журналиста "Европейской правды" Олега Павлюка Конец "вечного Brexit": все о новых условиях развода Британии с ЕС по Северной Ирландии.

Прежде всего, напомним, почему Виндзорскую рамочную договоренность действительно можно назвать прорывом в отношениях между Лондоном и Брюсселем.

В далеком, как сейчас кажется, 2019 году тогдашний британский премьер Борис Джонсон согласовал и заключил с ЕС соглашение о выходе Великобритании. 

Сделать это Джонсону удалось благодаря тому, что самую проблемную часть договоренности о выходе из ЕС он вынес в отдельный документ – Североирландский протокол, который оставлял открытыми ответы на отдельные вопросы. Договоренность вступила в силу с 1 января 2021 года и стала частью международного права.

Почему такое внимание к Северной Ирландии? 

Напомним, что существует Республика Ирландия, которая является членом Европейского Союза, и Северная Ирландия (в составе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии). 

В случае обычного выхода Британии из Европейского Союза на острове Ирландия должна была бы появиться физическая граница с таможенными проверками между Республикой Ирландия и Соединенными Королевством.

Хотя реальной проблемой была не торговля и не таможня как таковая.

Появление границы грозило разрывом мирной договоренности, положившей конец тридцатилетнему кровавому противостоянию в Северной Ирландии. Но соглашение, заключенное в 1998 году, для региона вовсе не является историей. "Прозрачность" границы была одним из ключевых его требований (подробнее – в статье "Ирландский тупик").

По Североирландскому протоколу Северная Ирландия остается в таможенной зоне Соединенного Королевства, но НДС и акцизы на ней собираются по законодательству ЕС. 

Но наиболее противоречивое положение, о котором договорилось правительство Бориса Джонсона, касается ввоза в Северную Ирландию британских товаров

Оно фактически создавало таможенный контроль между Северной Ирландией и остальной Британией, разделяя Соединенное Королевство на две части.

Такой сценарий не устраивал, во-первых, сторонников жесткого Brexit - ведь Северная Ирландия, получается, все еще частично подчинялась европейскому праву и на нее распространялась юрисдикция Суда ЕС. Для "брекзитеров" это равноценно сдаче британского суверенитета.

А во-вторых, он возмутил Демократическую юнионистскую партию (ДЮП) – политическую силу в Северной Ирландии, являющуюся традиционным союзником правящей партии, британских консерваторов. Для нее таможенная граница в Ирландском море является абсолютным предательством.

Движение в любую сторону возмутило бы одну из сторон и еще больше подорвало бы и так невысокую популярность правящей британской партии и правительства.

Но новому британскому премьеру Риши Сунаку удалось найти путь.

Сначала он отозвал контроверсионный законопроект Джонсона, а затем начал переговоры, которые проходили закрыто. По данным инсайдеров, финальное решение было согласовано минимум в январе 2023 года.

Лишь в конце февраля процесс официально запустили.

Новая договоренность имеет минимум три принципиальных изменения по сравнению с нынешним положением дел, которые являются неоспоримым переговорным достижением Сунака. Вместе с тем, они почти полностью соответствуют предложениям еще Бориса Джонсона, которые тогда ЕС отклонил.

Успех компромисса зависит от позиции Демократической юнионистской партии и правого крыла Консервативной партии – то есть от тех, кто был против еще "джонсоновского" соглашения.

Сейчас похоже, что голосов за соглашение хватит. Лидер Лейбористской партии Кир Стармер уже пообещал поддержку договоренности, которая должна положить конец кризису в отношениях Британии и ЕС. 

Подробнее обо всем этом – в материале Олега Павлюка Конец "вечного Brexit": все о новых условиях развода Британии с ЕС по Северной Ирландии.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: