Почему бастует Британия и способны ли профсоюзы сменить власть в стране
Вторник, 7 февраля 2023, 08:50
В Британии с лета 2022 года бастуют железнодорожники, водители автобусов, учителя, почтальоны, работники скорой помощи, медсестры.
Самая массовая забастовка за последние более десяти лет состоялась 1 февраля, когда на улицы британских городов вышли около полумиллиона государственных служащих и работников государственного сектора.
О том, чем грозит этот социальный кризис и пошатнется ли правительство Консервативной партии читайте в статье журналиста "Европейской правды" Олега Павлюка Риши Сунаку добавили проблем: выдержит ли правительство Британии мощную забастовку.
В отличие от соседней Франции, забастовки в Британии – совсем нечастое явление.
В британском законодательстве, в отличие от многих европейских стран, не закреплено право на забастовку, а реформы Маргарет Тэтчер 1980-х годов существенно урезали права профсоюзов – которые, собственно, и организуют забастовки.
Поэтому тот факт, что нынешние забастовки с определенными перерывами продолжаются с мая 2022 года, указывает на серьезность ситуации в Британии.
Требования различных профсоюзов имеют свои нюансы, но сводятся к двум взаимосвязанным ключевым вещам – увеличить уровень зарплаты (которая в отдельных случаях не повышалась годами, а то и уменьшалась) и обеспечить надлежащие условия труда.
В дополнение российская полномасштабная агрессия дополнительно обострила ситуацию с ценами на электроэнергию.
Международный валютный фонд прогнозирует, что в 2023 году британская экономика единственная из крупных экономик сократится (на 0,6%) – это хуже, чем даже прогноз для подсанкционной России!
Консервативные правительства, которые вели переговоры с профсоюзами или участвовали в них вместе с работодателями, последовательно отказывались идти на требования бастующих.
Их аргумент прост: повышение зарплат ударит по бюджету, в котором и без того образовался дефицит в более чем 5% ВВП из-за инфляции и щедрых социальных выплат во время пандемии.
И нынешний премьер Риши Сунак (в отличие от Трасс) действует в логике финансиста: сперва – закрыть бюджетную "дыру", потом – все остальное.
Из-за забастовок в сфере здравоохранения образовалась кризисная ситуация: есть острая нехватка персонала, хроническое недофинансирование, многочисленные задержки с приемом пациентов – даже неотложных, например с инсультом.
Поэтому правительство Британии подготовило законопроект о "минимальном уровне социальных услуг".
Суть документа такова: забастовки в принципе не запрещены, но участвовать в них можно в такой степени, чтобы это не навредило сфере социальных услуг – прежде всего перевозкам и здравоохранению.
Палата общин, где партия власти имеет большинство, успела быстро проголосовать за законопроект. Но он столкнулся с сопротивлением в Палате лордов, где задали логичный вопрос: что такое "серьезное нарушение работы", при котором протесты (читай забастовки) может разгонять полиция? И не противоречит ли это Европейской конвенции о правах человека?
Правда, с начала этого года стали появляться первые сигналы, что по крайней мере с некоторыми профсоюзами удастся достичь компромисса.
Например, железнодорожники согласились рассмотреть коллективное предложение более десятка работодателей относительно сравнительно небольшого увеличения зарплаты вместе с усилением социальных гарантий и защитой от сокращения доходов.
Выдержит ли правительство Риши Сунака это испытание?
Вероятно, в ближайшие недели забастовочная активность в Британии продолжится, а правительство консерваторов будет пытаться ее переждать, рассчитывая либо на снижение поддержки со стороны общественности, либо на "выдыхание" самих забастовщиков.
Однако, как метко подытоживает Bloomberg в обзоре 100 дней премьерства Риши Сунака, "Сунак выступает против повышения налогов для прекращения забастовок работников сферы здравоохранения – тогда как общественность в целом поддерживает их действия. Кто-то должен уступить".
Подробнее – в материале Олега Павлюка Риши Сунаку добавили проблем: выдержит ли правительство Британии мощную забастовку.