Как Украина и Запад видят спецтрибунал над Путиным
Среда, 15 марта 2023, 17:45
Осталась в прошлом конференция United for Justice (U4J) во Львове, которую украинские чиновники окрестили "юридическим Рамштайн", и пришло время взвесить, какие шаги в юридической плоскости могут быть предприняты в ответ на российскую агрессию.
Одним из центральных вопросов U4J стало создание специального уголовного суда, трибунала для наказания высшего российского руководства за преступление агрессии.
И хотя ни до одного финального решения о том, как будет функционировать этот орган правосудия, еще не дошло – но уже есть достаточно данных, чтобы взвесить, какие есть преимущества у различных моделей, какие вопросы являются достаточно чувствительными, и объяснить, как Украина с партнерами формирует видение создания трибунала.
Подробнее об этом – в статье специалистов по международному праву Алексея Волошина и Эрика Кучеренко Трибунал по преступлению агрессии РФ: по какой схеме должен быть создан "суд для Путина".
Очевидно, что одним из ответственных за преступление агрессии является Владимир Путин. Впрочем, он, как действующий президент РФ, имеет иммунитет от уголовного преследования в иностранных судах; то же касается, в частности, главы МИД Сергея Лаврова.
Поэтому ключевой характеристикой созданного трибунала должна стать способность преодолеть должностные иммунитеты представителей высшего руководства государства-агрессора и привлечь их к ответственности.
Это сможет сделать только трибунал, представляющий волю международного сообщества.
Традиционно такую волю выражал Совет Безопасности ООН, например, при создании трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. Впрочем, для нас эта опция недоступна из-за злоупотребления правом вето в Совбезе со стороны РФ.
Поэтому основным вариантом остается создание трибунала на базе соглашения между Украиной и ООН при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН: этот орган в рамках резолюции "United for Peace" может принимать рекомендации по поддержанию международного мира и безопасности, когда Совет Безопасности заблокирован.
Но есть одно "но".
Генеральная Ассамблея действительно может создать трибунал, однако ее резолюции носят лишь рекомендательный характер.
Чтобы гарантировать обязательность решения трибунала, следует предусмотреть опцию его ратификации парламентами большинства членов ООН. Например – через подписание соглашения о сотрудничестве с трибуналом, на основании которого государства обязывались бы признавать и выполнять решения трибунала, или о присоединении к договору между Украиной и ООН.
Минусом здесь является необходимость сформировать широкую коалицию в Генассамблее в поддержку трибунала. А это означает необходимость привлечения и представителей "глобального Юга".
Перед началом конференции U4J генеральный прокурор Украины высказывался за создание спецтрибунала "на основании многостороннего международного договора по примеру Нюрнбергского трибунала".
Чтобы реализовать этот сценарий, Украина может опубликовать и открыть для подписания и ратификации государствами-партнерами договор о создании трибунала и его устава с последующим одобрением Генассамблеей ООН.
Некоторые ученые считают на основании практики Международного уголовного суда, что около 60 ратификаций достаточно, чтобы трибунал уже считался выражающим волю международного сообщества, даже без его одобрения Генассамблеей.
При таком сценарии международной платформой, на основе которой будет создаваться документ, может стать Совет Европы, который уже 16-17 мая проведет четвертый в истории саммит в исландском Рейкьявике.
Уже известно, что это мероприятие среди прочего будет посвящено созданию спецтрибунала.
Сценарий дальнейших действий согласовывается в рамках так называемой Core group, в которую входят уже 32 страны.
На заседаниях этой группы некоторые партнеры Украины, в частности немецкие и британские чиновники, стремились оставить открытой опцию создания так называемого "гибридного трибунала" – такого, который интегрирован в украинскую юридическую систему с международными элементами. Но эта опция решительно отвергается украинской стороной из-за потенциальных вызовов в преодолении иммунитетов высшего руководства РФ и несоответствия таких опций украинской конституции.
Поэтому теперь Украина должна убедить мир в том, почему именно в этом случае нельзя игнорировать преступления российского режима, и построить коалицию в пользу спецтрибунала.
Подробнее – в материале Алексея Волошина и Эрика Кучеренко Трибунал по преступлению агрессии РФ: по какой схеме должен быть создан "суд для Путина".