Чем важен и чем опасен ордер на арест Путина

Аналитика коротко
Понедельник, 20 марта 2023, 09:40

17 марта президент Международного уголовного суда (МУС) Петр Гофманский обнародовал заявление, ставшее, без преувеличения, поворотным в истории. Он объявил в видеообращении (доступен также украинский перевод) о решении Палаты досудебного производства одобрить ордер на арест двух граждан РФ: действующего президента Владимира Путина и уполномоченного президента по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.

Это обвинение открывает ряд новых возможностей – но также создает вызовы, говорится в статье редактора ЕвроПравды Сергея Сидоренко Суд вместо трибунала? Что означает ордер из Гааги на арест Путина и почему этого мало. Для тех, кто предпочитает видео, мы записали короткий блог с пояснениями.

В Гааге решили перевести на следующую стадию дело о массовом похищении украинских детей, по которому прокурор МУС собрал достаточно доказательств виновности российского президента.

Сейчас в документах, которые пошли на следующую процессуальную стадию, есть "несколько сотен" эпизодов о том, как детей с оккупированных россиянами украинских территорий перевезли в Россию, разорвав их связь с Украиной, пояснил президент МУС.

Из-за доказанной доказательствами причастности к этим преступлениям суд одобрил ордера на арест уже упомянутых российских чиновников – Владимира Путина и Марии Львовой-Беловой.

Это – все, что пока известно о конкретных эпизодах дела. Остальная информация – конфиденциальная.

Еще с весны, а особенно летом 2022 года Россия начала активную и массовую депортацию украинских детей с оккупированных территорий. Часть похищенных маленьких украинцев и украинок перемещали в Россию, часть - в оккупированный Крым (но есть подозрение, что оттуда также направляли в Россию).

И речь идет далеко не только о детях-сиротах.

Украина уже идентифицировала более 16 тысяч детей, которые были похищены. Из них 6 тысяч эпизодов верифицированы международными партнерами.

Прежде всего, подчеркнем: массовый вывоз оккупантами людей, а не только детей, является военным преступлением, предусмотренным Римским статутом МУС. Среди других нарушений законов и обычаев войны, которые являются уголовно наказуемыми, статут выделяет "перемещение части населения оккупированной территории в пределах или за пределы этой территории".

Есть огромное количество доказательств того, как оккупанты насильно вывозили целые семьи в РФ.

Из всего массива доказательств и эпизодов суд выделил только "детские" депортации, не объяснив отдельно этот выбор; депортации взрослых, которые происходили одновременно, предметом ордера и этого расследования не являются. Это, конечно, можно объяснить отдельной доказательной базой по депортации детей, но потенциально есть и другое объяснение.

Дело в том, что похищение именно детей потенциально позволяет МУС впоследствии переквалифицировать дело, выдвинув еще более серьезное обвинение – в совершении геноцида.

Тот же Римский статут предусматривает, что геноцид определенной национальной или этнической группы может заключаться не только в убийстве, физическом уничтожении представителей этой группы и тому подобное. Отдельным составом преступления геноцида является "насильственная передача детей этой группы в другую группу", если такая совершена "с намерением уничтожить полностью или частично" национальную/этническую группу украинцев.

Сейчас в сообщениях прокурора МУС нет никаких указаний на расследование геноцида, и это неудивительно. Стандарты доказывания этого преступления очень высоки, а доказательство намерения совершить именно геноцид действительно очень сложное.

Впрочем, развитие событий или появление новых свидетельств от участников и очевидцев преступных действий может дать основания вернуться к квалификации.

Связь Путина и Львовой-Беловой с этими преступлениями, между тем, довольно очевидна.

В мае 2022 года Путин подписал указ об упрощенном предоставлении гражданства РФ детям, вывезенным из Украины. Для этого достаточно заявления, поданного учреждением, где оказался украинский ребенок.

Львова-Белова участвовала в нормотворчестве по этому поводу и рассказывала, как непросто искоренить у детей украинскую идентичность, но это, мол, все равно надо делать.

Поскольку полномочия МУС чрезвычайно широки (не действуют даже иммунитеты топ-дипломатов и лидеров государств!), то считается, что палата дает согласие на арест только тогда, когда предварительные доказательства причастности человека к преступлению кажутся "железобетонными".

Именно этот этап уже прошел Владимир Путин.

Теперь его должны задержать в каждом из 123 государств мира, ратифицировавших статут МУС, если Путин полетит туда с визитом. Все государства-участники МУС ратифицировали эту процедуру.

Но есть и большая "бочка дегтя" к ложке меда: Путин и без того давно не ездил за границу; 123 государства - это подавляющее большинство, но далеко не все государства мира; даже те не слишком демократические государства, которые являются участниками Суда, могут закрыть на него глаза: мир уже имел такой опыт.

Владимир Путин стал третьим в истории мира действующим главой государства, в отношении которого МУС выдает ордер на арест. Вторым был ливийский лидер Муаммар Каддафи, первым – суданский лидер Омар аль-Башир. 

Помимо дела в Международном уголовном суде Украина имеет другой приоритет – создание спецтрибунала по преступлению агрессии против Украины, который, по замыслу, должен был бы позволить также заочное осуждение высшего руководства РФ - но договоренности об этом трибунале непростые, и согласия с государствами-партнерами по его очертаниям еще не достигли.

Между тем уже сейчас есть опасения, что часть партнеров будет использовать аргумент "у вас уже есть обвинения против Путина в Международном уголовном суде, поэтому, возможно, дополнительный трибунал не нужен?"

Подробнее – в материале Сергея Сидоренко Суд вместо трибунала? Что означает ордер из Гааги на арест Путина и почему этого мало.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: