Как долго Украина сможет обходить венгерское вето по дороге к вступлению в НАТО
Впервые с 2017 года, когда Венгрия начала блокаду украинских политических встреч в НАТО, ее вето удалось преодолеть.
Генсек Альянса публично предупредил, что это – не последний такой случай. НАТО планирует и в дальнейшем игнорировать венгерское вето на встречи с Украиной. Это среди прочего может разблокировать полноценное участие Украины в саммите НАТО, который состоится в Вильнюсе в июле.
Сейчас Венгрия ответила на это унижение только заявлением главы МИД Петера Сийярто для венгерской аудитории: он заверил избирателей, что несмотря на "беспрецедентное давление Запада" Венгрия продолжит блокировать сближение Украины с НАТО и ЕС.
О том, что произошло и почему это решение – не только о разблокировании украинских встреч с Альянсом, объясняем в коротком видеоблоге, а подробнее – в интересной статье редактора ЕвроПравды Сергея Сидоренко У Орбана забрали вето: как удалось снять венгерскую блокаду встреч Украина-НАТО.
О внештатной ситуации для Венгрии в НАТО сообщил во вторник министр иностранных дел этой страны Петер Сийярто.
Глава дипломатии правительства Орбана, который не является слишком активным в вопросах участия страны в Альянсе, неожиданно поехал с визитом в штаб-квартиру НАТО, для срочной встречи с генсеком Йенсом Столтенбергом – хотя на тот момент публично не было известно о причинах такого визита.
Уже в обед того же дня – после возвращения в Будапешт – министр решил признать, что столкнулся с проблемами, и пожаловался на намерение НАТО обойти мнение Венгрии по Украине. Именно от Сийярто все узнали о том, что заседание Комиссии Украина-НАТО (КУН) состоится 4-5 апреля несмотря на венгерское вето.
Он не предоставил никаких деталей о том, как это возможно, ведь все решения в НАТО принимаются консенсусом, то есть с согласия Венгрии.
Не намного больше ясности добавил генсек НАТО Столтенберг. Но главным в его заявлении было заверение о том, что венгерское вето преодолено не в последний раз.
Генсек признал, что ранее Альянс подчинялся требованию Будапешта о блокировании политических заседаний КУН, но решил поставить точку в этой практике.
Чтобы объяснить, что же позволило НАТО отойти от правила консенсуса, стоит сначала кратко напомнить суть конфликта.
Блокада на натовском направлении началась в сентябре 2017 года, когда Верховная Рада приняла новый закон об образовании, языковые положения которого не были согласованы с организациями национальных меньшинств.
Негативная реакция тогда звучала от столиц нескольких государств ЕС, но Венгрия действовала наиболее радикально.
Ее правительство объявило, что отныне будет блокировать любое сближение Украины с ЕС и НАТО, а также не будет давать согласие на проведение заседаний КУН на уровне министров или выше – и сразу начало воплощать это обещание, сорвав ближайшие встречи.
Поиск компромисса был непростым, но в конце концов удалось достичь успеха.
Украина получила рекомендации Венецианской комиссии о том, как воплотить стандарты Совета Европы относительно языка образования, и воплотила их относительно языков государств-членов ЕС, то есть включая венгерский.
Более того, Венгрия через все того же министра Сийярто публично объявила о достигнутых договоренностях и о том, что Будапешт "за секунду" снимет свое вето в случае их выполнения – это он подтвердил, в частности, в интервью "Европейской правде".
Но дав публичное обещание, венгерские власти сразу его нарушили.
Блокада с заседаний КУН так и не была снята.
Из-за этого в Альянсе каждый раз приходилось придумывать какие-то специальные форматы для Украины. В Венгрии, несомненно, понимали, что лишь симулируют блокаду Украины, но их это устраивало.
После российского полномасштабного вторжения, которое, как считают венгерские обозреватели, застало Орбана врасплох и противоречило его ожиданиям, Будапешт некоторое время искал позицию в новых условиях.
После колебаний и попыток усидеть на двух стульях правительство Орбана было вынуждено выбирать союзника. И выбрало Россию.
Так как же в НАТО вышли из ситуации с венгерским вето? Для того чтобы венгерский представитель не имел возможности заблокировать министерское заседание КУН, этот пункт повестки дня просто не стали выносить на отдельное обсуждение и голосование, а оставили в общей повестке дня.
И если бы Венгрия решила блокировать и его ради срыва украинского вопроса – то это означало бы, что Венгрия голосует против всей министерской встречи, назначенной на 4-5 апреля.
Более того, можно говорить с высокой уверенностью, что даже в этом случае встреча все равно состоялась бы, и на нее пригласили бы Украину... а Венгрия осталась бы за дверью. Этот вариант-ультиматум министру Сийярто, наверное, был совсем не по душе. По сути, он был вынужден согласиться на проведение КУН. И исходя из этого, его возмущение несложно понять.
Так чем так важно для Украины и НАТО приглашение Кулебы в Брюссель именно сейчас?
Да дело в том, что ничем. На весенней министерской встрече не ожидается никаких прорывных решений. Но в дипломатии символы часто бывают важнее решений. А Будапешт получил мощный сигнал: его действия всех достали, и терпеть это Альянс не намерен.
Теперь, когда Альянс нашел схему обхода позиции Орбана, подготовка украинского решения Альянса приобрела практический смысл.
Впрочем, надо не забывать: право вето как таковое у Венгрии не забрали.
Подробнее – в материале Сергея Сидоренко У Орбана забрали вето: как удалось снять венгерскую блокаду встреч Украина-НАТО.