Как ради пенсионной реформы Макрон пошел на конфликт с большинством французов

Аналитика коротко
Понедельник, 27 марта 2023, 14:15

Король Великобритании Чарльз III хотел сделать символический шаг – свой первый государственный визит осуществить именно во Францию.

Впрочем, символизма не получилось. Визит, который должен был начаться 26 марта, отменили из-за масштабных протестов.

Протесты против пенсионной реформы начались в январе – и не думают завершаться. Одновременно по стране проходят массовые забастовки.

Шаг Парижа по переносу визита короля Великобритании стал демонстрацией того, что ситуация в стране действительно очень непростая.

О том, зачем президент Макрон пошел на принятие такого непопулярного решения по пенсионной реформе и какие у него шансы победить в этом противостоянии, читайте в статье редактора ЕвроПравды Юрия Панченко и заведующей информационно-аналитического отдела Украинского института Надежды Коваль Франция в огне: как Макрон пошел на крайне непопулярную реформу и куда это заведет страну.

Последний раз пенсионный возраст во Франции повышали в 2010 году (с 60 до 62 лет) – и эта реформа стала одной из главных причин снижения рейтингов тогдашнего президента Николя Саркози, что не позволило ему пойти на второй срок.

Впрочем, даже после этого повышения пенсионного возраста во Франции до 64 лет он остается ниже, чем в соседних странах.

Для сравнения, в Испании на пенсию выходят в 65 лет, в Великобритании – в 66, в Германии и Италии – в 67.

А сам процесс повышения пенсионного возраста должен проходить очень постепенно, продолжаясь до 2030 года.

Во Франции действует солидарная пенсионная система (так же, как и в Украине), что означает, что деньги на пенсии платятся из налогов нынешних работающих. Эта система хорошо работает только в обществах со стабильным ростом населения, что позволяет постоянно увеличивать количество рабочих, которые платят отчисления в пенсионную систему.

Зато во Франции (как и в Украине) ситуация совершенно противоположная – прежде всего из-за роста ожидаемой продолжительности жизни, стремительно растет численность пенсионеров.

Как объяснял логику своих действий президент Макрон, во времена, когда он начинал трудовую деятельность, в стране было 10 миллионов пенсионеров, тогда как сейчас их уже 17 миллионов.

В отличие от Украины, такое увеличение количества пенсионеров приводит не к уменьшению причитающихся им выплат, а к усилению налогового давления на работающих. Как следствие, экономисты свидетельствуют, что уровень жизни среднего французского пенсионера превышает уровень жизни среднего работника, обеспечивающего их благосостояние.

А к 2030 году количество пенсионеров во Франции должно превысить 20 миллионов, что станет непосильным бременем для экономики.

Следует отметить, что реформа имеет и другие нововведения. В частности, увеличение минимального трудового стажа, который позволяет претендовать на пенсию. С 2027 года он должен составлять 43 года. А соответственно, далеко не все французы смогут выйти на пенсию в 64 года.

Эту норму активно критикует левая оппозиция, отмечая, что она ставит в неравное положение женщин, ведь они часто вынуждены делать перерывы в работе по уходу за детьми.

А в дополнение реформа унифицирует условия выхода на пенсию, убирая большинство исключений. Учитывая, что за каждым исключением стоит профсоюз, эта норма тоже была воспринята крайне враждебно.

11 марта Сенат одобрил законопроект о пенсионной реформе.

Голосов "Республиканцев" теоретически должно было хватить и для одобрения законопроекта в Национальной ассамблее (нижней палате парламента). Однако существовал существенный риск, что далеко не все депутаты-республиканцы согласятся голосовать за законопроект Макрона.

Учитывая эти расчеты, президент решил задействовать противоречивый инструмент – статью 49.3 конституции, которая позволяет правительству одобрить законопроект в обход нижней палаты, но при этом взяв на себя ответственность за него.

Благодаря этому депутаты получили возможность поставить вопрос вотума недоверия правительству Элизабет Борн. И ее правительство пережило два голосования о вотуме недоверия.

Противоречивый способ одобрения пенсионной реформы (ст. 49.3 часто называют антидемократической, хотя и вполне законной) возмутил многих французов, что дало "второе дыхание" уличным протестам и забастовкам.

А в придачу резко обвалился рейтинг главы государства.

Точка в пенсионной реформе еще не поставлена. Скандальный законопроект еще должен рассмотреть Конституционный суд – он может полностью отклонить реформу или ее отдельные положения.

Французские профсоюзы обещают продолжение протестов и после оглашения решения КС. Однако представляется сомнительным, что им удастся долго держать высокий градус противостояния. И тем более маловероятно длительное продолжение забастовок.

В свою очередь старт пенсионной реформы позволит Макрону, как и было обещано, оперативно повысить размер минимальной пенсии – она вырастет до 1200 евро, и это должно ослабить критику в ее адрес.

Подробнее – в статье Юрия Панченко и Надежды Коваль Франция в огне: как Макрон пошел на крайне непопулярную реформу и куда это заведет страну.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: