Станет ли окончательной договоренность ЕС о мире на Балканах
"Большая победа", "первые важные шаги", "историческое достижение", "завершился старейший конфликт в Европе" – такие оценки звучали из Берлина, Брюсселя и Парижа в честь согласования на прошлой неделе Соглашения о нормализации отношений между Косово и Сербией.
Зато и косовские, и сербские парламентские оппозиционеры якобы объединились и дружно начали критиковать и Вучича, и Курти, называя их "предателями, которые должны уйти, и торговцами родиной".
О том, что же произошло и вызвало такую бурную реакцию читайте в статье временного поверенного в делах Украины в Боснии и Герцеговине (2018 год) Владимира Цыбульника Шанс, но не гарантия: может ли соглашение Сербии и Косова установить мир на Балканах.
27 февраля на встрече в Брюсселе с участием Мирослава Лайчака (спецпредставитель ЕС по переговорам Косово и Сербии) косовский премьер-министр Альбин Курти и сербский президент Александар Вучич одобрили Соглашение о нормализации отношений между странами, проект которого был предложен Германией и Францией.
Это соглашение действительно имеет целью нормализацию отношений между Белградом и Приштиной.
Более того, оно является огромным шагом к выходу из тупика противостояния и превращает переговоры между двумя странами в новый формат – обсуждение соглашений с четким видением обязательств каждого его участника.
Формально в соглашении нет ни одного слова о взаимном признании. Даже если по всем признакам положения этого соглашения похожи на взаимное признание независимости Косово Сербией и наоборот, официально столицы могут считать иначе.
В некотором роде документ напоминает принципы существования "двух Германий" до 1989 года – сосуществуем, но не признаем.
Кроме того, было договорено создать Дорожную карту имплементации этого рамочного соглашения, а также продолжить переговоры. Как выяснилось позже, именно эти две договоренности стали наиболее конкретным итогом встречи в Брюсселе.
На волне эйфории в Брюсселе кое-кто даже высказывал предположение, что получится достичь "определенного прогресса" до 24 марта, то есть согласовать и подписать Соглашение. А до этого, 18 марта, в Охриде должно состояться продолжение переговоров с участием Жозепа Борреля.
Однако через день-два запланированный "праздник" начал превращаться в нечто непонятное.
Сначала сербский президент Александар Вучич заявил, что он ничего не будет подписывать: "Не приму и не подпишу никакого признания Косово, формального или неформального, или его вступления в ООН".
Его косовский визави Альбин Курти не мог промолчать и отметил, что подобное заявление является нарушением пункта 4 упомянутого соглашения. Этот пункт действительно предусматривает, что Сербия не будет мешать членству Косово в ООН, что станет формализацией независимости Косово со стороны Белграда.
Важно добавить, что Сербия вполне могла бы действовать иначе - формально продолжать выполнение соглашения, но неформально блокировать вступление косоваров в ООН. Россия и Китай в Совбезе вполне могли бы и в дальнейшем применить вето в отношении Косово без публичной роли Сербии в этом процессе.
Но внутренние политические процессы не позволили сербскому президенту молчать. Вучич был вынужден публично продемонстрировать твердую позицию по Косово. Иначе ему могла грозить политическая смерть.
В свою очередь вопрос Ассоциации сербских общин (или же "сербских муниципалитетов") на севере Косово стал болезненным для косовского лидера Альбина Курти.
Принципы создания ассоциации, предусматривающие сербское представительство в органах власти Косово, финансирование из Белграда, создание "своих" сербских органов власти, школ, полиции и т.д. – фактически означают создание сербской автономии в Республике Косово, немного похожей на сепаратистский энтитет Республика Сербская в БиГ.
Понятно, что этого опасается Курти, который не желает иметь такого троянского коня в государстве. И в ответ предлагает создать в Сербии аналогичную ассоциацию, в которую войдут общины с преимущественно албанским населением.
До 18 марта осталось менее двух недель. В Брюсселе не хотят терять победу, которой еще нет – ведь пока есть только договоренности договариваться дальше. Поэтому ЕС вместе с США будут давить на обе страны с целью добиться подписания соглашения.
Ответ, который стремится получить ЕС, прост: завершить хождение по кругу и работать над подготовкой имплементации соглашения, оперативно подготовить Дорожную карту, понятную и четкую. Для чего, несмотря ни на что, провести запланированные переговоры в Северной Македонии, где снять все нечеткие вопросы.
Только в случае если официальный Белград, несмотря на "красные линии" (не признавать официально Косово и не вводить санкции против РФ), решится пойти на эти шаги, а Приштина прекратит использовать слишком радикальную риторику и обе столицы начнут реализацию Соглашения - появится уникальный шанс для региона. И тогда самый длинный конфликт в Европе может быть завершен, а Западные Балканы перестанут называть "пороховой бочкой Европы".
Подробнее – в материале Владимира Цыбульника Шанс, но не гарантия: может ли соглашение Сербии и Косова установить мир на Балканах.