Как Украина модернизирует границу с Румынией
Украинско-румынская граница имеет долгую историю развития и стагнации.
Парадоксально, но толчок к развитию украинско-румынская граница получила именно с началом полномасштабной военной агрессии РФ против Украины.
О том, какие факторы способствовали, а какие препятствовали развитию границы и пограничной инфраструктуры между Украиной и Румынией и может ли этот опыт быть использован для развития границы с другими государствами, читайте в статье Евгении Григорьевой и Ирины Сушко с аналитического центра "Европа без барьеров" Как полномасштабная война дала толчок развитию границы с Румынией.
Еще до войны движение через украинско-румынскую границу было интенсивным, но пропускная инфраструктура вдоль 613,8 км границы была распределена неравномерно.
На украинско-румынском участке границы функционировало 18 пунктов упрощенного пропуска через общую госграницу.
Из них: шесть автомобильных, три железнодорожных, три пеших, пять речных и один с неопределенным статусом.
С конца 2003 года был утвержден перечень шести международных пунктов пропуска (ПП) на украинско-румынской границе, состоящий из двух автомобильных и трех железнодорожных в Закарпатской и Черновицкой областях. Еще один ПП "Солотвино – Сигету Мармацией" находился на стадии строительства, открытие состоялось лишь в конце 2006 года.
В 2010 году по инициативе румынской стороны были закрыты пять из шести местных ПП в Черновицкой области.
К вопросу возобновления движения на закрытых пунктах стороны вернулись только через два года, задекларировав намерение открыть международные пункты пропуска на месте бывших местных, после приведения их к соответствующим стандартам.
Параллельно продолжалась работа по поиску средств на финансирование пограничной инфраструктуры.
Начало работ стало возможным благодаря программе Европейского инструмента соседства и партнерства Black Sea Basin ENPI / CBC, которая в 2013 году начала реализацию проекта "Обустройство международных автомобильных ПП "Красноильск" и "Дяковцы".
Впрочем, как показывает украинская практика развития инфраструктуры, наличие средств – это лишь половина успеха инфраструктурного проекта.
Поэтому для полного открытия пунктов пропуска понадобилось почти 10 лет.
Осенью 2022 года ПП "Красноильск", а в феврале 2023 года ПП "Дяковцы", открылись и были запущены в работу.
Ожидаются изменения и на пропускном пункте "Порубное – Сирет". В рамках программы CEF в январе 2023 года подан проект по проведению работ по расширению связи пункта пропуска с дополнительными четырьмя полосами движения. Проект может быть утвержден в мае 2023 года, работы могут начаться уже летом этого года.
На железнодорожном направлении 18 января 2023 года после многолетнего перерыва было восстановлено движение пассажирских поездов на участке "Рахов – Деловое – Валя Вишеулуй".
Несмотря на имеющуюся динамику развития инфраструктуры на украинско-румынской границе, все же заметной остается его диспропорция.
По состоянию на конец марта 2023 года Ивано-Франковская область является единственным приграничным регионом, который не имеет ни одного пункта пропуска.
Вопрос открытия ПП в области поднимается с 1994 года, но он до сих пор не находит должной поддержки.
Несмотря на известную формулу, что инфраструктурный проект – это прежде всего о деньгах, важной остается координация и взаимодействие всех тех, кто вовлечен в развитие границы по обе ее стороны.
Интегрированное управление границами позволяет привлекать всех игроков, оставляя место для фасилитации процессов заинтересованной, но беспристрастной стороне.
Быстрый прогресс в развитии пропускной способности части украинско-румынской границы после начала вторжения во многом стал возможным благодаря Украинско-румынской таможенной рабочей группе, которая была создана в мае 2022 года.
Учитывая планы по продолжению развития украинско-румынского участка границы, рабочая группа имеет все шансы приобрести статус одной из ключевых площадок для выработки кратко- и долгосрочных проектов.
По мнению экспертов, дополнительными перспективными проектами для ускорения движения товаров через украинско-румынскую границу сейчас является строительство дороги "Рени – Галац" (длиной 3 км, параллельно имеющейся), а также строительство хайвея А7 "Констанца – Сирет".
Официальный срок завершения строительства автомагистрали A7 – 2026 год. Однако представители Мининфраструктуры Румынии анонсируют завершение работ на год раньше.
В новые инфраструктурные проекты должно войти строительство еще нескольких пунктов пропуска.
Положительный опыт стратегических консультаций представителей Консультативной миссии ЕС в Украине (КМЕС) в составе рабочей группы должен быть распространен на другие участки границы благодаря созданию аналогичных рабочих групп, о чем уже существуют предварительные договоренности.
Вместе с тем не следует забывать, что основной мандат КМЕС охватывает сферу стратегических консультаций по процедурам пересечения границы. Зато содействие развитию пограничной инфраструктуры является временной задачей в рамках реализации Инициативы "Пути солидарности".
Подробнее обо всем этом – в материале Евгении Григорьевой и Ирины Сушко Как полномасштабная война дала толчок развитию границы с Румынией.