Чем опасно решение Польши о запрете агроимпорта из Украины

Аналитика коротко
Понедельник, 17 апреля 2023, 16:00

Пасхальный "подарок" Министерства развития и технологий Польши украинским аграриям в виде полного запрета импорта агротоваров, прежде всего зерновых, вызвал шок и непонимание среди украинского бизнеса и общества в целом.

О негативных последствиях такого шага для Украины читайте в колонке эксперта по международной торговле Назара Бобицкого Недоразумение с Польшей: как решить проблему с остановкой агроэкспорта.

Немедленные негативные последствия такого шага Польши для украинской экономики, как отмечает автор колонки, очевидны: запрет на импорт, как и, очевидно, на транзит, ставит под угрозу срыва с таким трудом заключенные экспортные контракты, заставляет пересмотреть планы на посевную, разбалансирует выстроенные с таким трудом альтернативные морскому пути логистические цепочки поставок, наносит удар по инвестиционным планам развития пунктов перевалки балочных агротоваров на украинско-польской границе, в том числе с участием европейских и международных финансовых институтов.

Эксперт обращает внимание и на очевидные безопасностные/геополитические последствия: в Кремле еще активнее начнут саботировать договоренности "зернового коридора" с Украиной, ловя "момент".

"Однако нужно обратить внимание и на системный вред, который этот непродуманный шаг польского экономического ведомства (впрочем, согласованный с ведомствами сельского хозяйства и финансов) наносит торговым отношениям между Украиной и ЕС, подрывая правовой режим зоны свободной торговли Украина-ЕС (УВЗСТ) и создавая опасные юридические прецеденты на будущее", – пишет Назар Бобицкий. 

Он напоминает, что этим прецедентом оперативно воспользовалась Венгрия, введя похожий запрет, на подходе и Болгария.

И это происходит в условиях, отмечает эксперт, когда Украина и институты ЕС готовятся к следующему, наиболее ответственному этапу европейской интеграции Украины – началу предвступительных переговоров о членстве нашего государства в ЕС. 

"Во-первых, введение запрета на импорт украинских товаров на территорию Польши как неотъемлемую часть внутреннего рынка ЕС представляет собой прямое нарушение польской стороной нормы Соглашения об ассоциации (СА) о недопустимости введения количественных ограничений или запретов на импорт товаров (Статья 35 СА).

Во-вторых, решение польского министерства вряд ли можно назвать совместимым с самим законодательством ЕС, а именно с Договором о функционировании ЕС (статья 28 (2) и статья 29)", – пишет автор колонки.

Кроме этого, не является ли решение польского министерства превышением полномочий в сфере европейского законодательства, задает вопрос Назар Бобицкий.

В частности, в части функционирования таможенного союза ЕС и общей торговой политики, объясняет эксперт. 

Договор о функционировании ЕС (статья 26) закрепляет исключительно за институтами ЕС право принимать нормативные акты, которые обеспечивают свободу движения товаров как одну из четырех экономических свобод, на которых базируется функционирование внутреннего рынка ЕС. 

"Не выдерживает также критики и непропорциональный характер сферы применения решения польской стороны. 

Неужели включение в список запрета украинских вин можно объяснить критическим положением польских производителей вина? Оправдано ли включение в перечень украинской говядины и свинины, которые и так не имеют доступа к рынку ЕС, поскольку не решен до конца вопрос допуска к европейскому рынку этой продукции из Украины?", – задает риторические вопросы Бобицкий. 

И в-третьих, пишет эксперт по международной торговле, решение польской стороны полностью игнорирует предусмотренный законодательством ЕС механизм защитных мер (safeguards), которые могут временно вводиться в случае непредсказуемого, резкого роста импорта товаров из третьих стран и появления значительных убытков или угрозы убытков европейским производителям.

Но, как объясняет Бобицкий, для использования этого механизма нужно доказать факт и взаимосвязь между импортом и существенным вредом подавляющему числу европейских производителей.

"Решение польского министерства закладывает несколько опасных мин", – предупреждает автор колонки. 

По его словам, прежде всего ставится под сомнение целостность и эффективность внутреннего рынка ЕС как с экономической точки зрения – способность обеспечить работу рыночных механизмов по выравниванию дисбалансов спроса и предложения, так и с правовой – готовность противодействовать нарушениям нормативной базы внутреннего рынка.

"Такой прецедент не предвещает ничего хорошего и для предвступительных переговоров Украины и Евросоюза, поскольку четко указывает украинской стороне, что можно и таким образом исправлять будущие "перекосы" в либерализации торговли ЕС, которые неизбежно будут возникать с ходом экономической интеграции Украины в европейский рынок.

У украинской стороны есть возможность реагировать на этот вызов, не ставя под удар польско-украинское партнерство, а также торговые отношения с ЕС", – резюмирует эксперт. 

Подробнее об этом – в колонке Назара Бобицкого Недоразумение с Польшей: как решить проблему с остановкой агроэкспорта.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: