Как война в Украине меняет внешнюю политику Польши
Вторник, 18 апреля 2023, 13:20
В этом году подошел к концу срок действия внешнеполитической стратегии Польши, принятой на 2017-2022 годы. Конечно, коренное изменение ситуации с безопасностью требует ее пересмотра.
Но что придет ей на смену? Ответ на это может дать доклад в Сейме министра иностранных дел Збигнева Рау о задачах внешней политики Польши на 2023 год. Вероятно, именно он и станет основой новой стратегии на ближайшие пять лет.
Редактор ЕвроПравды Юрий Панченко и заведующая информационно-аналитическим отделом Украинского института Надежда Коваль проанализировали доклад Рау. Итак, о том, как большая война в Украине изменила приоритеты внешней политики Польши и как изменилось ее видение отношений с Украиной читайте в статье Украина в приоритете: как Польша переосмысливает отношения с соседями и союзниками.
Поддержка Украины до ее победы определяется приоритетом внешней политики Польши.
"Исторический опыт показывает, что лишение независимости одной страны в регионе неизбежно ведет к потере независимости другими", – говорит министр иностранных дел Збигнев Рау.
Именно поэтому Польша отвергает возможность каких-либо компромиссов с Россией.
И конечно, Варшава обещает сделать все возможное для скорейшего вступления Украины в ЕС и НАТО.
"Безопасная Украина означает безопасную Польшу, а соответственно, и мирную Европу. Следовательно, это вопрос нашего raison d'état (жизненного интереса)", – утверждает Збигнев Рау.
Однако сразу после завершения войны в Польше считают целесообразным говорить о создании дополнительной архитектуры безопасности для Украины "на основе, с одной стороны, политического и военного участия США, а с другой – поддерживаемого Соединенными Штатами военного сотрудничества стран нашего региона с Украиной".
Оценивая перспективы двусторонних отношений Украины и Польши, в Варшаве говорят об историческом шансе преодолеть все противоречия между народами.
"Российская агрессия настолько сблизила наши нации и создала огромный взаимный социальный капитал симпатии и доверия, мы получили уникальный шанс воссоздать польско-украинское единство, уничтоженное за последние века немецкими и российскими захватчиками, а также большевистским тоталитаризмом", – говорится в заявлении.
Единство двух стран в Варшаве рассматривается как "постоянное сотрудничество двух очень близких друг другу по языку, культуре и ментальности наций, живущих в двух суверенных государствах".
Конечно, такой уровень отношений предполагает окончательное решение исторических споров, которые до полномасштабной войны с РФ так долго отравляли отношения Киева и Варшавы.
По его словам, договоренности, достигнутые во время последнего визита в Варшаву украинского президента Владимира Зеленского, дают старт новому подходу к взаимоотношениям "также в вопросах, связанных с историей и чествованием памяти жертв войн, репрессий и убийств".
Польша декларирует готовность и в дальнейшем противостоять попыткам достижения компромиссов с РФ ценой уступок Украины.
При этом в Варшаве уточняют: они не верят в "фатализм" российской судьбы, а потому уверены, что РФ может стать "нормальным членом международного сообщества".
Впрочем, убеждены в Варшаве, даже в случае "возвращения к нормальности" отношения с РФ должны быть в корне пересмотрены.
Так же, как и в случае Украины, Польша приветствует и готова способствовать европейским амбициям Молдовы. В Польше также уверены в месте в европейском доме и Беларуси.
Что касается Грузии, то по ней заявления более осторожные – поддерживать Тбилиси "в дальнейшем продолжении реализации проевропейских реформ, чтобы в будущем она также получила кандидатский статус".
Большая война на восточной границе Польши не изменила критического отношения Варшавы к Германии.
Польский министр использует нынешние события в Украине как доказательство опасности отказа Берлина от репараций за ущерб времен Второй мировой войны:
"Решение проблемы отсутствия немецкой компенсации для Польши и поляков является как в интересах наших двух стран, так и общечеловеческим интересом международного сообщества. Ведь наша цель – создать систему, в которой объявление войны будет невыгодным, а агрессор должен всегда платить возмещение за причиненный ущерб. Это то, что Украина будет требовать от России".
Показательно, что описывая отношения с Францией, польский министр действует ровно наоборот – сами отношения активно нахваливает, однако при этом критикует все ключевые инициативы президента Макрона (впрочем, не указывая их авторства).
Так, Польша критикует инициативу стратегической автономии ЕС, подчеркивая важность вклада НАТО и Соединенных Штатов в ситуацию с безопасностью в регионе.
Не преодолен и конфликт Варшавы с европейскими институциями.
Польша продолжает критиковать планы размывания принципа единодушия в принятии решений ЕС.
Подробнее обо всем этом – в материале Юрия Панченко и Надежды Коваль Украина в приоритете: как Польша переосмысливает отношения с соседями и союзниками.