Почему Швейцария продает оружие, но не Украине

Аналитика коротко
Среда, 19 апреля 2023, 08:43

Нынешняя позиция Швейцарии по нейтралитету обусловлена целым рядом исторических случайностей.

О том, почему Берн не дает согласия на передачу вооружений своего производства Украине и где именно прописана такая трактовка нейтралитета, которая позволяет продавать оружие Саудовской Аравии и не позволяет – Украине, читайте в статье Давида Ойгстера из Swissinfo Спрятать оружие от Украины: как Швейцария запуталась в своем нейтралитете.

Швейцарский нейтралитет является очень сложным конструктом, который состоит из нескольких проблемных сфер.

В Швейцарии нет ни специального закона "О нейтралитете", ни соответствующей статьи в конституции. Зато есть закон о порядке военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, регулирующий экспорт военных материалов и товаров двойного назначения, о котором мы поговорим ниже.

Это длительная история превращения нейтралитета из внутриполитической стратегии во внешнеполитическую доктрину.

Еще в XVII веке швейцарский нейтралитет был главным аргументом в пользу поставки наемников и товаров, связанных с войной, всем воюющим сторонам в одинаковой степени.

Гаагские конвенции 1907 года, одним из инициаторов которых была Российская империя, устанавливали и закрепляли базовые принципы нейтрального курса.

Они запрещали экспорт и поставки воюющим сторонам военных материалов государственного производства – взамен частный сектор Конвенции лишь обязывали относиться ко всем воюющим сторонам одинаково. И не более того!

Основная особенность в том, что в 1907 году война еще не была запрещена. Этот запрет ввели только после 1945 года. После Второй мировой войны к сугубо прагматическому отношению к вопросу поставок оружия была добавлена моральная составляющая, что всю ситуацию, скорее, еще больше запутало, чем прояснило.

Когда сегодня Швейцарию спрашивают, почему она не разрешает реэкспорт военных материалов в Украину, она отвечает именно в духе легализма 1907 года: если реэкспорт вооружений в Россию запрещен, то тогда в ситуации войны этот запрет должен распространяться и на Украину.

Одинаковое же отношение, как раз в духе 1907 года, означало бы, наоборот, поставки вооружений всем сторонам.

Но здесь в действие вступает морализм 1945 года: война как таковая нелегитимна, а значит, поставлять оружие или разрешать реэкспорт означало бы подбрасывать дрова в костер мировой несправедливости.

Вопрос о том, что бывают войны справедливые, а бывают захватнические, в этом контексте не ставится. Нелегитимна любая война как таковая. Точка.

Но как быть со справедливой оборонительной войной?

ООН легализовала вмешательство международного сообщества в Корее и на этот вопрос ответила четко: оборонительная справедливая война как акт самообороны легитимна.

Но Швейцария была вне ООН, и это обстоятельство прошло мимо нее. Страна все еще оставалась на легалистских позициях 1907 года.

В рамках же двухполярной мировой системы Швейцария четко находилась на стороне демократических стран, это было ярко выраженное антикоммунистическое государство.

Поэтому ее "грехи" времен Второй мировой быстро отодвинулись на второй и даже десятый план. А вот проблема военно-промышленного экспорта оставалась.

В 1968 году в стране разразился большой скандал, когда выяснилось, что оружейный завод Oerlikon-Bührle поставлял вооружение в зону гражданской войны в Биафри.

Была запущена народная законодательная инициатива, призывающая тотально запретить экспорт вооружений из Швейцарии.

Несмотря на то, что народ ее отклонил, было решено, что в будущем продукцию швейцарского ВПК страна не будет экспортировать туда, где идет война или где существует угроза ее развязывания.

Однако политика нейтралитета продолжала быть основой для торговли оружием и в период холодной войны.

"Мы вовсе не мировые полицейские", – указал высокопоставленный швейцарский дипломат Рудольф Биндшедлер в 1976 году.

Это означало, что Швейцария, оставаясь нейтральной, не имела права отказывать кому-либо в поставках военных материалов. А там, где действующие нормативные акты запрещали прямой экспорт вооружений, швейцарские компании ВПК обходили их.

В Швейцарии по сей день идут споры о том, что подпадает под действие Федерального закона о нормах и условиях поставок военных материалов и товаров двойного назначения, а что нет.

Эту норму усилили только в 1996 году под давлением народной законодательной инициативы.

С тех пор экспортному контролю подлежали, в частности, и "специальные военные товары", и товары двойного назначения, в частности комбинезоны индивидуальной химзащиты, учебные самолеты и навигационные GPS-совместимые системы.

С 2013 года швейцарское оружейное лобби громко жалуется на "невыгодные условия, в которых находится наш ВПК".

В 2016 году Федеральный совет значительно смягчил военно-экспортные нормы и практику, решив продолжать поставки вооружений Саудовской Аравии, даже несмотря на войну в Йемене. Федеральный совет утверждал, что гражданская война – это "совсем другое", ее, мол, нельзя сравнивать с полноценным межгосударственным вооруженным конфликтом.

И перед Швейцарией снова встал вопрос сначала чисто военно-экспортного характера: почему поставлять вооружение саудитам можно, а украинцам – нет?

Впрочем, Швейцария уже была в подобной ситуации – в 1946 году Федеральный совет полностью запретил экспорт военных материалов из-за прецедента испанского диктатора Франко. Тогда Швейцария оказалась под мощным международным давлением и приняла решение о полном запрете экспорта оружия вообще кому-либо.

Подробнее – в материале Давида Ойгстера Спрятать оружие от Украины: как Швейцария запуталась в своем нейтралитете.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: