Как Украина и ЕС ищут выход из аграрного кризиса
В течение последней недели ограничения против украинского агроэкспорта – причем абсолютно противоправные – ввели сразу пять стран: Польша, Венгрия, Словакия, Болгария и Румыния.
Украину взамен поддержали в Еврокомиссии.
Впрочем, трехсторонние переговоры, проведенные между представителями этих пяти стран, Украины, а также руководства Еврокомиссии, привели к результату, не очень приятному для Киева.
Все об аграрной блокаде Украины и ее возможных последствиях – в статье редактора ЕвроПравды Юрия Панченко Зерновой компромисс: как Брюссель хочет уладить кризис с украинским экспортом в ЕС. Детальный анализ причин этого кризиса можно найти в нашем видео о том, почему дружественная Польша ударила по украинскому экспорту и кто поможет Украине.
Старт зерновому кризису дала дружественная нам Польша. Так, протесты польских фермеров относительно украинского зерна продолжаются уже несколько месяцев, однако долгое время казалось, что Варшава контролирует ситуацию.
Только 5 апреля во время визита в Польшу президент Владимир Зеленский обсуждал эту проблему с премьером Матеушем Моравецким – и по результатам встречи было объявлено, что стороны согласовали пути решения этой проблемы.
Важно, что тогда ни о каких запретах речь не шла – предлагаемый выход из ситуации заключался в разблокировании транзита, что существенно уменьшило бы объемы украинского зерна, попадающего на польский рынок.
Однако в Варшаве, в конце концов, решили иначе.
16 апреля польское правительство объявило о введении запрета на весь украинский аграрный экспорт, а также на его транзит. В чем заключается незаконность этого решения, подробно описано в этой статье.
Очевидно, что это решение заранее готовили в Варшаве. Именно поэтому фактически сразу о похожих запретах объявили и другие соседи Украины: сначала Венгрия, потом – Словакия, а затем – Болгария и Румыния.
Одновременно Варшава показала готовность к определенным уступкам. В частности, очень быстро согласовала отмену запрета транзита – очевидно, чтобы таким образом успокоить Киев.
Впрочем, последнее явно не удалось – вместо того, чтобы довольствоваться сохранением транзита, Киев пошел на конфликт, подняв вопрос запретов на уровень ЕС.
Во-первых, у Украины нет отдельных соглашений о свободной торговле с Польшей, Венгрией или другими странами. Это соглашение подписано с ЕС и должно действовать на всей территории Евросоюза без исключений.
А во-вторых, сложившаяся ситуация стала вызовом для ЕС не в меньшей степени, чем для Украины.
Европейское законодательство предусматривает, что торговые вопросы были переданы национальными правительствами евроструктурам. Соответственно, только Еврокомиссия имеет право вводить ограничения, а потому решение пяти центральноевропейских стран подрывает полномочия Брюсселя.
Соответствующие трехсторонние переговоры (Еврокомиссия, Украина, "пятерка") состоялись 19 апреля. Однако достигнутый результат может казаться крайне негативным для Киева.
Еврокомиссия предлагает 100 млн евро из своих фондов для компенсации убытков фермерам. Но главное, вместо односторонних ограничений ЕС введет "превентивные меры" против части украинской агропродукции.
Предлагается до июня ввести запрет на четыре позиции украинского агроэкспорта (пшеницу, кукурузу, рапс и подсолнечник), разрешив взамен их транзит.
Это не окончательное решение Еврокомиссии, а лишь предложение – правительства стран "пятерки" имеют время до вторника 25 апреля, чтобы согласиться или отклонить его.
Самое удивительное в этой ситуации то, что анонсированное Еврокомиссией ограничение также выглядит явно противоречащим Соглашению об ассоциации с Украиной.
А найти юридическое обоснование Еврокомиссии будет очень непросто.
По словам одного из украинских переговорщиков, Киев закроет глаза на такое нарушение Соглашения со стороны ЕС только в обмен на определенные преференции.
А также – при условии гарантий, что ограничения не будут продлены после завершения их действия в июне.
Удастся ли Украине, как заявляют в правительстве, выйти из зернового кризиса с минимальными проблемами? Такая вероятность действительно существует, и она явно не минимальная.
Эта проблема может надолго испортить наши отношения с Евросоюзом, в частности может создать дополнительные проблемы на финишном отрезке перед вступлением в ЕС.
Еврокомиссии в свою очередь следует убедить правительства "пятерки" отказаться от введенных ими ограничений, ведь это подрывает фундаментальные принципы работы ЕС.
Подробнее – в материале Юрия Панченко Зерновой компромисс: как Брюссель хочет уладить кризис с украинским экспортом в ЕС.