Почему Украина до сих пор не внедрила совместный контроль на границах с Евросоюзом

Аналитика коротко
Вторник, 25 апреля 2023, 18:10

В мае 2022 года, во время визита в Киев президента Польши Анджея Дуды, украинская сторона выразила желание распространить существующую практику осуществления совместного контроля на все пункты пропуска между двумя странами.

Однако сегодня, почти год спустя, ситуация с совместным контролем на польском участке практически не сдвинулась с места.

О совместном контроле и преградах на пути его внедрения – в статье Ирины Сушко и Павла Кравчука из "Европы без барьеров", а также эксперта по вопросам управления границей Николая Погиба Почему Украина и ЕС не могут запустить систему совместного контроля на границе.

Совместный контроль означает, что пограничники и таможенники двух соседних государств вместе проводят проверку лиц, транспортных средств и товаров на территории одного государства, где создан совместный пункт пропуска, или совместно работают на въезде в свои страны.

Совместные пункты пропуска Угринов, Грушев и Смильница полностью расположены на польской территории, и там находятся как польские, так и украинские таможенники и пограничники.

В то же время термин "совместный контроль" на сегодня законодательно невозможно применить на границе с государствами-членами ЕС, потому что совместный контроль может быть только между государствами-членами Евросоюза. Между членом ЕС, которым является, например, Польша, и третьей страной, которой является Украина, может быть только контроль в общем пункте пропуска. Поэтому законодательно применить этот термин Украина сможет, только став членом Европейского Союза.

Учитывая эти обстоятельства, в совместных пунктах пропуска на границе с ЕС осуществляется последовательная проверка служащими государства выезда, а затем государства въезда.

Единственная причина, почему совместный контроль действует в нескольких ПП на границе с Польшей – это то, что соответствующее соглашение было подписано еще до вступления Варшавы в ЕС и Шенген.

В результате долгих и сложных переговоров были разработаны проекты соглашений о совместном контроле с Польшей, Словакией и Венгрией.

Однако Европейская комиссия их ветирует, поскольку они не соответствуют Шенгенскому кодексу о границах.

Шенгенский кодекс и Европейская комиссия требуют трактовать территорию общего пункта пропуска как территорию Евросоюза, где пограничники и таможенники ЕС имеют право задержать любого путешественника, а их украинские коллеги такого права не имеют.

Зато Украина не желает полностью соглашаться с требованиями Еврокомиссии.

Киев предлагает действовать в совместном пункте пропуска так, будто контроль происходит в обычном режиме и каждая сторона применяет ограничения в соответствии со своим законодательством, независимо от того, на чьей территории расположен пункт. При этом делается важное исключение для граждан стран-соседей и искателей убежища.

Украина со своей стороны настаивает на полном паритете полномочий, ведь тоже опасается "эффекта лазейки" для правонарушителей.

Польша, Словакия и Венгрия согласны на такой вариант, однако это категорически не устраивает Европейскую комиссию.

Но преграды на пути к внедрению совместного контроля во многом являются надуманными, а сам совместный контроль является важным этапом движения Украины к членству в ЕС.

Украина и Евросоюз должны проявить политическую волю, чтобы найти компромисс, который позволит начать практическое внедрение совместного контроля. Однако обе стороны должны быть готовы чем-то уступить в этих переговорах.

Подробнее – в материале Ирины Сушко, Павла Кравчука и Николая Погиба Почему Украина и ЕС не могут запустить систему совместного контроля на границе.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: