С какими проблемами сталкивается Евросоюз на пути к конфискации российских активов

Аналитика коротко
Четверг, 6 апреля 2023, 12:27

Весь прошлый год украинское сообщество наблюдало за тем, как в Европе в той или иной стране находили активы, связанные с россиянами, которые поддерживают режим Путина.

Когда эти активы арестовывали, а доступ владельцам к ним ограничивали санкциями, в украинской медийной среде поднималась волна одобрения - мол, это имущество может и должно быть передано Украине в качестве возмещения убытков в результате войны.

Однако после более чем 400 дней полномасштабного вторжения России сдвигов в таких конфискациях было крайне мало.

О розыске российских активов и о том, как скоро грязные деньги России можно будет передать Украине, читайте в статье юридического советника Transparency International Ukraine Натальи Сичевлюк и старшего специалиста по вопросам незаконных финансовых потоков Transparency International EU Роланда Паппа Передать Украине грязные деньги россиян: как это планируют делать в Европе.

Вообще ЕС пока остается одним из крупнейших приютов для грязных денег.

По некоторым оценкам, незаконная деятельность приносит ЕС 110 миллиардов евро ежегодно, что составляет около 1% ВВП. Согласно данным Европола, даже когда против преступников уже начаты расследования, только 2,2% преступных доходов замораживают и арестовывают и только 1,1% конфискуют.

Таким образом, преступники оставляют себе 98% незаконно полученной выгоды

Сейчас правовой основой для возвращения активов российских клептократов по уголовным делам является Директива о возвращении активов, принятая еще в 2014 году. Однако система возврата активов существенно отличается в разных странах Союза и содержит ряд пробелов, а уполномоченные органы часто недофинансированы. 

Собственно, это и стало толчком к тому, чтобы в мае 2022 года Европейская комиссия представила проект предложения по пересмотру Директивы.

Однако это предложение имеет и недоработки, в частности оно недостаточно направлено на расширение оснований конфискации без обвинительного приговора и недостаточно решает вопрос возвращения активов жертвам преступлений и их социального использования.

Предложение прежде всего сосредоточено на организованной преступности, и хотя этот аспект является ключевым, акцент на коррупции был бы важным дополнением для изменений в таком важном документе.

Поэтому перейдем непосредственно к рекомендациям, которые бы способствовали конфискационным процессам в ЕС.

Когда ведется уголовное расследование, одни из ключевых трудностей заключаются в установлении связи между активами и их настоящими владельцами

Эту проблему Евросоюзу необходимо решать, создав лучшие правила борьбы с отмыванием денег.

Чтобы обеспечить функционирование системы, полиция и другие компетентные органы прежде всего должны иметь своевременный и неограниченный доступ к точной и полной информации о собственности, над чем в ЕС надо еще поработать.

Кроме того, нужно обеспечить всем необходимым специальные офисы по возврату активов, которые есть во всех государствах-членах ЕС, а также увеличить трансграничное сотрудничество.

То, что сегодня уровень конфискации активов в ЕС настолько низкий, можно объяснить тем, что судебные процессы по такой конфискации являются длительными и обременительными. 

В таких делах государство конфискует доходы или предметы преступления только тогда, когда доказана вина правонарушителя и в отношении него вынесен обвинительный приговор. 

К сожалению, государства-члены ЕС не в полной мере пользуются альтернативными способами изъятия незаконно приобретенных активов путем конфискации без обвинительного приговора.

В сочетании с необходимыми гарантиями прав человека и верховенства права конфискация без обвинительного приговора может быть полезным инструментом в борьбе с крупной коррупцией.

Некоторые страны, например Великобритания, также используют так называемые "приказы по необоснованным активам". Компетентный орган может инициировать эту процедуру, если состояние и имущество лица не соответствуют его законным источникам дохода. В таких случаях лицо должно доказать, что оно приобрело актив из законного дохода. 

Такая процедура должна быть возможной также в отношении иностранных и отечественных публичных деятелей.

Поскольку именно таким лицам поручено выполнять государственные функции, они представляют более высокий риск потенциальной коррупции.

Поэтому текст проекта Директивы необходимо расширить также на публичных деятелей, а не только на членов организованных преступных групп.

Что делать с активами, которые удалось успешно конфисковать? Эти нечестно полученные доходы были украдены у общества, и лучшим выходом является вернуть их пострадавшим от преступлений. 

К примеру, обновленное в марте 2021 года французское законодательство предусматривает передачу средств, полученных от конфискованных преступных активов, отдельным иностранным организациям развития. 

Для Украины такой подход оказался бы целесообразным в расчете на то, что страны ЕС передадут нам конфискованные активы россиян и российских предприятий. Сейчас факт передачи Украине таких активов еще не был официально закреплен в законодательстве или законодательных инициативах ЕС.

Итак, Европейскому Союзу придется пройти непростой путь, прежде чем ему удастся эффективно конфисковывать и передавать Украине грязные российские деньги.

Подробнее – в материале Натальи Сичевлюк и Роланда Паппа Передать Украине грязные деньги россиян: как это планируют делать в Европе.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: