Соответствует ли работа украинской прокуратуры стандартам ЕС
Четверг, 18 мая 2023, 19:30
С реформой прокуратуры в Украине сложилась парадоксальная ситуация.
Фактически большинство европейских стандартов были имплементированы. Поэтому, по крайней мере на уровне законодательства можно сказать о том, что мы уже имеем "прокуратуру европейского образца".
О том, стала ли она эффективной и действительно "европейской", и в чем заключаются изменения читайте в статье эксперта ЦППР Евгения Крапивина и исполнительного директора ОО "Адвокат будущего" Дарьи Писаренко Прокуратура, как в Европе: есть ли успехи у Украины и где нужны изменения.
Стоит начать с того, что Евросоюз не озвучивает четких требований или пожеланий относительно того, в какую сторону должно двигаться дальнейшее развитие прокуратуры. Прежде всего потому, что в самом ЕС принципы формирования и текущей работы прокуратуры отличаются страна от страны; это в значительной степени является вопросом национальных, а не общих евросоюзовских стандартов.
ЕС признает: решение о масштабной, комплексной реформе в этой сфере является вопросом национальной политики, особенно в условиях войны, когда система правопорядка имеет новые вызовы из-за мощного общественного запроса на восстановление справедливости через наказание за международные преступления и преступления против основ национальной безопасности (коллаборационизм, государственная измена и т.п.).
Впрочем, уже сейчас актуален вопрос: а какая она, "европейская прокуратура"? И что нам надо сделать, чтобы ею стать?
Или, возможно, мы уже можем претендовать на это "звание"?
В целом, если посмотреть на стандарты ООН, например Руководящие принципы о роли обвинителей (1990) или стандарты Совета Европы, включая выводы Венецианской комиссии относительно Украины и других государств, то можно утвердительно сказать, что Украина за последние девять лет адаптировала свое законодательство к европейским стандартам.
Вместе с тем в этих процессах были и неудачные политические решения.
Фактически реформы 2014-2019 годов содержали ряд противоречивых решений, но в то же время приблизили нашу прокуратуру к европейским стандартам.
Значительным достижением и гражданского общества, и международных партнеров Украины является то, что за наслоением политических реформ удалось сохранить каркас – сужение функций прокуратуры, усиление гарантий независимости и лишение несвойственных полномочий, которое в основном действительно произошло.
Рекомендации по реформированию этой сферы со стороны GRECO (структура Совета Европы, Группа государств против коррупции), в основном выполняются Украиной в удовлетворительной форме.
Как бы там ни было, можно с уверенностью говорить, что по сравнению с советской прокуратурой, которая была "контролером за всей сферой публичного права", прогресс уже произошел невероятный.
До этого прокурор был неким "олицетворением государства" и средством наказания в одном лице, который может прийти и "наказать ЖЭК", так же как и прийти на предприятие, то есть к бизнесу, и делать какие-то проверки.
Мы создали основу для прокуратуры европейского образца, в которой прокурор действительно согласно норме закона процессуально независим, защищен от произвольного увольнения и существует единый статус прокурора как офицера правосудия.
В законодательстве все это уже есть и частично действует на практике.
Но стала ли прокуратура более эффективной за девять лет реформ?
Есть основания считать, что да, особенно если смотреть на военную юстицию или противодействие служебным преступлениям, включая работу Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Но построили ли мы прокуратуру европейского образца? Скорее нет, только создали все условия для этого.
Но со времен Януковича прокуратура однозначно стала более эффективной.
Все детали и объяснения – в материале Евгения Крапивина и Дарьи Писаренко Прокуратура, как в Европе: есть ли успехи у Украины и где нужны изменения.