Почему 19 мая становится днем разрыва стратегических отношений Украины с Грузией
Пятница, 19 мая 2023, 12:06
19 мая в 13:50 по тбилисскому времени в аэропорту грузинской столицы должен приземлиться самолет, который способен окончательно испортить отношения Украины и Грузии.
Подробнее об этом – в колонке редактора ЕвроПравды Юрия Панченко Крымский гвоздь в отношения с Грузией: как Тбилиси уничтожает стратегическое партнерство с Киевом.
Прежде всего потому, что этот самолет прилетит из московского аэропорта Внуково – и это будет первый почти за четыре года прямой авиарейс между РФ и Грузией. Но еще важнее то, что это будет за самолет.
Авиасообщение между этими странами останавливалось несколько раз.
Однако, в отличие от всех предыдущих случаев, на этот раз отмена запрета произошла в совершенно другой реальности.
Полномасштабная война РФ против Украины и введенные из-за нее масштабные антироссийские санкции затронули и авиаотрасль: все страны-члены ЕС закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний.
К аналогичным запретам, официально или неформально, присоединились и большинство стран, являющихся кандидатами на вступление в ЕС. Исключений только два: Турция, которая является лишь номинальным кандидатом в члены ЕС, а также Сербия, не желающая следовать общей внешнеполитической позиции ЕС.
Однако даже Сербия сохранила лишь небольшое количество рейсов в РФ. Белград планировал усилить авиасообщение с подсанкционной Москвой и заработать на этом, но отказался, услышав от ЕС убедительные предупреждения, что это повлечет последствия для Сербии.
Учитывая это, решение Тбилиси разрешить возобновление авиарейсов само по себе выглядит как вызов или даже пощечина Евросоюзу. Не подействовало даже то, что Соединенные Штаты уже намекают на возможные санкции против грузинских компаний.
Подробнее об этом можно почитать в статье Грузия делает шаг к Москве: как авиарейсы в РФ разрушают западный курс страны.
Не осталась в стороне от критики и Украина.
Показательно, что в Тбилиси серьезно оценивают перспективу введения санкций против них за открытие авиарейсов с РФ.
Однако проблема значительно серьезнее, чем просто открытие авиарейсов со страной-агрессором.
Сначала грузинские власти, чтобы оправдать шаг навстречу РФ, заявляли, что разрешения на рейсы получат только те российские компании, которые не будут подпадать под международные санкции.
Уже сейчас можно утверждать: это обещание оказалось неправдой.
Первой российской авиакомпанией, которая совершит рейс в Тбилиси, будет "Азимут". И эта компания находится под санкциями.
Санкции против "Азимута" Киев ввел 19 октября прошлого года. В санкционном решении причина наказания не указана, однако она очевидна: авиакомпания "Азимут" осуществляет рейсы в оккупированный Россией Крым.
А отсутствие санкций со стороны ЕС и США означает лишь, что эта компания просто пока не попала под их "локаторы".
Теперь оказывается, что заверения Тбилиси об уважении к территориальной целостности Украины также ничего не стоят. И при необходимости там готовы разрешить полеты авиакомпании, работающей в оккупированном Крыму.
Очевидно, что это потребует реакции со стороны Киева.
Какой она будет? Понятно лишь одно. До сегодняшнего дня отношения Украины с Грузией трактовались как стратегические. И это не поддавалось сомнениям, даже несмотря на все споры последних лет.
Но невозможно считать стратегическим партнером государство, которое не уважает нашу территориальную целостность.
Подробнее – в колонке Юрия Панченко Крымский гвоздь в отношения с Грузией: как Тбилиси уничтожает стратегическое партнерство с Киевом.