Какие опасности для Киева несет решение ЕС по разрешению аграрного кризиса
Вечером 2 мая Еврокомиссия опубликовала решение о временном запрете на импорт четырех сельскохозяйственных продуктов, происхождением из Украины: пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника. Запрет будет действовать на поставки только в пять стран ЕС: Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию. На остальную территорию ЕС продавать эту продукцию можно, в том числе упомянутая "пятерка" должна позволять транзит украинской агропродукции по своей территории.
Главный позитив в том, что теперь Украина будет договариваться с Еврокомиссией, что намного проще одновременных переговоров с правительствами отдельных стран. А переговоры впереди непростые: Киев будет доказывать незаконность таких ограничений и требовать если не отмены, то гарантий непродления их действия.
О том, насколько это реально и какими аргументами располагает Киев, читайте в статье редактора ЕвроПравды Юрия Панченко Малая аграрная блокада. Объясняем последствия решения ЕС, ослабившего польский запрет.
Не секрет, что нынешний кризис вокруг украинской агропродукции был создан польским правительством. И именно оно было его главным "двигателем". Польша первой ввела запрет – и это создало эффект домино, подтолкнув другие столицы также ограничить импорт и транзит товаров из Украины.
Польское и другие национальные решения подрывают полномочия Брюсселя, который определяет торговую политику Евросоюза. Отдельные государства не имеют такого права. Именно поэтому позиция Еврокомиссии изначально была достаточно критической к действиям Варшавы и других столиц.
Впоследствии это превратилось в противостояние Еврокомиссии и "коалиции" из пяти восточноевропейских государств, которые ввели ограничения – это Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария.
28 апреля, после недели торгов (в которых Польша была наименее уступчивой) стороны достигли согласия. Упомянутые пять государств пообещали снять свои ограничения.
В Еврокомиссии отчитываются о совместной победе.
"Сегодняшние меры являются частью пакета, который подтверждает нашу твердую приверженность Украине, одновременно решая проблемы логистики и торговли в соседних странах-членах ЕС... Мы продолжаем придерживаться единого подхода ЕС, а не односторонних мер, которые ставят под угрозу нормальное функционирование нашего единого рынка", – говорится в заявлении вице-президента Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса.
Однако официальная позиция Киева – совершенно противоположная.
Украина продолжает настаивать, что ЕС действует против правил. Логика официального Киева проста: Соглашение об ассоциации (СА), которое до сих пор регламентирует торговые отношения Украины и ЕС, не предусматривает необоснованного ухудшения условий торговли, введенного произвольно, без консультаций с Украиной и без совместного поиска альтернативных путей.
Неофициально в правительстве говорят, что решение Еврокомиссии учитывает интересы Украины – максимально, насколько это возможно в нынешних обстоятельствах.
Прежде всего, ограничения касаются только четырех товарных групп, тогда как отдельные страны "пятерки" требовали запретить импорт более широкой группы украинских товаров. Также четко фиксируется дата завершения этих ограничений – 5 июня.
На самом деле в Брюсселе, несмотря на оптимистичные заявления, понимают, что действуют вопреки международному праву и законодательству самого ЕС.
Решение Еврокомиссии вообще не объясняет, почему ограничения касаются только этих четырех товарных групп и только рынков пяти стран ЕС. Причем этот запрет полностью противоречит принципам функционирования Евросоюза, который рассматривает все страны-члены как общий рынок. А решение, которое призвано уладить "зерновой кризис", этот рынок, по сути, разрушает.
Сейчас главная задача и главный вызов для Киева – доказать, что продление действия ограничений возможно только на основании торговых расследований с четкими обоснованиями.
Подробнее – в материале Юрия Панченко Малая аграрная блокада. Объясняем последствия решения ЕС, ослабившего польский запрет.