Как Косово и Евросоюз попали в ловушку Сербии
Обострение, равного которому уже много лет не было на Балканах.
Нападения на спецназовцев Косово и силы KFOR, раненые миротворцы, а одновременно – приведение армии Сербии в состояние боевой готовности и фактический ультиматум Западу от сербского президента Александара Вучича.
Все это – о событиях на севере частично признанного Косово, заселенного этническими сербами.
О том, справится ли Евросоюз с нынешним кризисом и какие последствия будет иметь нынешнее обострение, читайте в статье редактора ЕвроПравды Юрия Панченко Косово восстало против мэров: как президент Сербии получил инструмент для шантажа ЕС.
Досрочные выборы в муниципалитетах на севере Косово прошли 23 апреля. Большинство тамошних жителей – сербы.
Выборы назначили после того, как местные депутаты от просербской партии "Сербский список" заявили о сложении своих мандатов в знак протеста против требований центральной власти Косово запретить использование сербских автомобильных номеров.
"Сербский список" – партия, которая представляет интересы сербов в Косово и фактически является филиалом правящей партии Сербии.
Из-за бойкота сербами выборов, победу одержали политики, ориентирующиеся не на конфликт, а на диалог с Приштиной.
Благодаря усилиям сербской власти (и предыдущей власти региона) выборы прошли при беспрецедентно низкой явке – всего 3,5% от количества зарегистрированных избирателей.
Несмотря на это, эти выборы были признаны соответствующими требованиям закона. И Запад, пусть без особого энтузиазма, но был вынужден с этим согласиться.
Косовские сербы считают, что выборы нелегитимны. Поэтому, они начали силовое сопротивление. Они заблокировали здания муниципалитетов и заявили, что не намерены пускать туда новоизбранную власть.
Власти Косово искали лучшую возможность для начала полицейской операции на севере – и нашли ее.
В пятницу, 26 мая, в столице Сербии, Белграде, проходили масштабные митинги, в том числе оппозиционные к власти.
Ситуация, когда значительное количество сербских мужчин будет отсутствовать, показалась премьеру Косово Альбину Курти оптимальной возможностью для начала операции.
И тогда Курти дал приказ на то, от чего его пытались отговорить европейские и американские дипломаты.
Косовский полицейский спецназ (армии у этой страны до сих пор нет из-за западных ограничений) попытался разблокировать здания муниципалитетов, чтобы запустить туда новоизбранных представителей власти. В ответ сербы встретили их слезоточивым газом.
Начались столкновения.
Зато для сербской власти очередное обострение в Косово стало прекрасной возможностью переключить внимание общества с оппозиционных протестов. Поэтому по приказу Александара Вучича сербская армия была приведена в состояние боевой готовности, выведена к границам с Косово, а сам президент демонстративно покинул Белград (где шел большой митинг оппозиции), чтобы переночевать в военном лагере возле косовской границы.
Такая реакция взбодрила косовских сербов, и ситуацию не смогло стабилизировать даже появление в этих муниципалитетах миротворцев KFOR.
"Для нас чрезвычайно важно, чтобы некоторые люди поняли, что 3,4% – это нелегитимные выборы... Я поговорю с Макроном и Шольцом и попробую вернуть все на свои места, но для танго нужны двое", – такое заявление на саммите Европейского политического сообщества в Молдове сделал президент Сербии Александар Вучич.
Вучич требует признать выборы несостоявшимися, даже несмотря на то, что они были проведены в соответствии с законодательством Косово, и Запад признал это.
Критика решения властей Косово ввести полицейский спецназ на север страны от ЕС и США существенно усилила переговорную позицию Вучича – и он пытается воспользоваться этой возможностью. Под угрозой мирный договор между Сербией и Косово.
Подробнее – в материале Юрия Панченко Косово восстало против мэров: как президент Сербии получил инструмент для шантажа ЕС.