Как польские компании выходили на рынки ЕС и почему их называли мафией
Среда, 6 декабря 2023, 15:00
Польские перевозчики обвиняют украинские компании в демпинге и требуют от своего правительства защиты. Ирония заключается в том, что польские водители также когда-то были в центре скандальных обвинений в демпинге – сразу после присоединения их страны к Европейскому Союзу.
О том, как это было – в колонке старшего научного сотрудника Института экономических исследований и политических консультаций Ирины Коссе Поляки на месте украинцев: как ЕС раньше защищался от дешевой рабочей силы с Востока.
По словам Ирины Коссе, ранее польских водителей обвиняли в демпинге, потому что они были готовы работать за зарплату, вдвое меньшую, чем стандартная ставка в ЕС.
"Водителей с Востока даже называли "транспортной мафией", – пишет старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций.
Из-за большой разницы в зарплатах люксембургские, бельгийские, голландские и французские компании, напоминает автор колонки, создавали дочерние компании в Восточной Европе, чтобы нанимать там водителей.
"За ту же работу водитель получит около 1800 евро во Франции, плюс-минус 2200 евро в Бельгии, 2700 евро в Люксембурге и... 1300 евро в Словении. Они получают заработную плату в соответствии с законодательством своей страны, но работают здесь (во Франции. – Ред.), вот в чем проблема", – объяснял в 2012 году Ален Дюрант, представитель бельгийского профсоюза FGTB-UBOT.
В феврале 2012 года делегация UBOT (Бельгийского союза работников транспорта) поехала в Братиславу (Словакия), чтобы проверить, придерживаются ли транспортные компании европейских правил, регулирующих работу автомобильных перевозчиков и основание компаний в другой стране. "Мы увидели то же, что и два года назад: компании с почтовыми ящиками, которые существуют на бумаге, но не физически!"
Подобные обвинения высказывали французы в 2013 году в отношении венгерских и румынских перевозчиков, особенно когда рассматривался вопрос о разрешении на каботажные перевозки.
Но поднимались и компании из Восточной Европы, которые занимались перевозками. Когда Польша вступила в ЕС и пограничный контроль был отменен, приводит пример эксперт, крупнейшая польская транспортная компания Adampol, основанная в 1990 году, пережила своеобразный подъем в мае 2004 года.
Из-за таких дисбалансов, по словам Ирины Коссе, во время избирательных кампаний в странах ЕС стал популярным образ "польского сантехника", которым политики пугали избирателей.
Этот символ дешевой рабочей силы, прибывающей из Центральной Европы, стал вызовом для западных обществ, спровоцировав восприятие мигрантов как нецивилизованных и угрожающих для национального образа жизни.
"Однако позже эти стереотипы не нашли подтверждения. В 2005 году во Франции зарегистрировали лишь 15 тысяч поляков как иностранных работников, по сравнению с 14 тысячами в 2007 году", – пишет автор колонки.
По ее словам, в тот период полякам приходилось успокаивать британцев и французов: "Не волнуйтесь, это просто временно. Если Польша как страна будет расти, это будет выгодно и Британии. Мы будем хорошим рынком сбыта для британской продукции".
Научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций напоминает, что в самой Польше ощущалась острая нехватка рабочей силы, от рабочих до учителей и врачей. Город Вроцлав в Нижней Силезии запустил кампанию в польских клубах и пабах Лондона, призывая людей вернуться.
"Однако в 2008 году наступил поворот – из-за рецессии зарплаты в Британии снизились, а Польша за это время стала богаче.
Итак, время расставило все на свои места – страхи развеялись, и оказалось, что присоединение стран Центральной и Восточной Европы принесло увеличение благосостояния для всего ЕС", – резюмирует эксперт.
Теперь, как обращает внимание автор, похожие опасения транслируют уже сами поляки. И ответить на них можно так же, как отвечали поляки: "Не волнуйтесь, это просто временно. Если Украина как страна будет расти, это будет выгодно и для Польши".
Подробнее – в колонке Ирины Коссе Поляки на месте украинцев: как ЕС раньше защищался от дешевой рабочей силы с Востока.