Какие уступки Украины позволят разблокировать границу с Польшей

Аналитика коротко
Четверг, 7 декабря 2023, 16:30

Блокада границы с Украиной, которую проводят некоторые польские перевозчики, продолжается уже месяц. А с недавних пор к ним присоединились и словацкие водители.

Фактически с самого начала представители украинского правительства пытались договориться с блокировщиками, однако без успеха.

Ключевая причина – слишком высокие требования польской стороны, где вместо технических уступок требуют вернуть лицензирование для украинских перевозчиков. 

Впрочем, Совет министров транспорта ЕС объявил, что не видит причин для отмены нынешнего режима.

Реклама:

Учитывая это, советник Делегации ЕС Виктор Довгань попытался смоделировать, как может решиться вопрос блокады границы с Украиной. Подробнее о вариантах компромисса – в колонке Разблокировать границу: каким может быть компромисс между Украиной и Польшей.

Как это ни странно, отмечает автор колонки, причины этого кризиса – прежде всего политические, а не экономические. Поэтому и решение будет в плоскости политики, а не экономики.

Самое важное, подчеркивает Виктор Довгань, – это четкая позиция ЕС, что требование о возвращении разрешений не должно быть удовлетворено.

"Зато вполне приемлемым представляется условие создать совместный комитет и промониторить выполнение Соглашения о транспортном безвизе. Это вполне нормальная практика для ЕС. А главное, по моему убеждению, что мониторинг не выявит значительного ущерба для рынка перевозок стран-соседей Украины от такой либерализации", – отмечает эксперт. 

А что с другими требованиями польских перевозчиков?

Советник делегации ЕС считает, что требования польской стороны относительно отдельной очереди для польских грузовиков и усложнения системы ЕКМТ (сертификатов Европейской конференции министров транспорта) вообще не нужно обсуждать, потому что это дискриминационные нормы, которые невозможно выполнить, и они легко будут отменены в судебном порядке.

Зато Киев может без особых проблем для своего бизнеса согласиться на два требования польских протестующих, уверен Довгань. 

Первое – внедрить на каждом пункте пропуска отдельный пас для пустых фур.

Второе – возвращение доступа украинских водителей польских транспортных компаний к системе "Шлях", которая дает возможность украинцам призывного возраста свободно выезжать из Украины.

Приоритетность именно этого требования, добавляет эксперт, подтверждается письмом Министерства инфраструктуры Польши, которое было направлено в Украину и где не упоминались другие требования протестующих.

Он отмечает, что эта норма до недавнего времени действовала – и разговоров о том, что из-за нее происходят какие-то нарушения, в первую очередь – выезд за границу уклонистов, не было.

"Остается открытым вопрос: устроят ли Польшу только эти уступки? Очень вероятно, что да, ведь новая польская власть не заинтересована в конфликте с ЕС, а позиция Еврокомиссии по возврату лицензий была более чем однозначной", – считает автор колонки. 

И, наконец, последнее.

Очереди на границе являются результатом роста товарооборота между Украиной и ЕС.

Однако эти очереди могут исчезнуть при условии эффективной работы соответствующих служб на границе и увеличения пропускной способности.

"Именно поэтому в планах Киева и Варшавы на 2024 год должно быть открытие дополнительных пунктов пропуска и строительство мультимодальных терминалов, чтобы забирать груз с автомобилей на железную дорогу", – считает советник Делегации ЕС.

Подробнее – в колонке Виктора Довганя Разблокировать границу: каким может быть компромисс между Украиной и Польшей.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: