Как антиукраинский Фицо получил "своего" президента Словакии и какие последствия это будет иметь
Словакия сделала шаг в сторону превращения в авторитарную и антизападную страну.
Победу на президентских выборах, второй тур которых прошел 6 апреля, одержал спикер Национального совета Словакии Петер Пеллегрини.
О том, почему прозападная оппозиция проиграла и как такие изменения повлияют на отношения Братислава и Киева, читайте в статье редактора "Европейской правды" Юрия Панченко Кандидат от Фицо: какие последствия будет иметь избрание провластного политика президентом Словакии. Далее – краткое ее изложение.
53,12% избирателей, отдавших свои голоса за Петера Пеллегрини, против 46,88% у его оппонента, прозападного дипломата Ивана Корчока.
Эти выборы стали очередным провалом социологии, ведь за два дня до дня голосования два опроса прогнозировали победу обоим кандидатам, но оба – с минимальным преимуществом на уровне около 1,5 пункта.
А в первом туре, напомним, несмотря на прогнозы социологов, первое место получил Иван Корчок, опередив оппонента почти на 5,5 пунктов.
Почему победитель первого тура проиграл во втором?
Одна из главных причин – масштабная кампания черного пиара, запущенная между первым и вторым турами. Команда Пеллегрини (или правильнее сказать – команда премьера Словакии Роберта Фицо) умело использовали стратегию, которая обеспечивала в соседней Чехии победы президенту Милошу Земану.
Нынешняя такая кампания имела целью представить Ивана Корчока как "президента войны" – человека, который в случае победы отправит словацких солдат воевать в Украину. И не имеет значения, что президент Словакии не имеет таких полномочий, а Корчок публично поддерживал лишь продолжение оказания военной помощи Киеву, а не направление войск.
Зато Пеллегрини между первым и вторым турами начал позиционировать себя как "президент мира", размещая на билбордах обещания не допустить отправки словацких военных в Украину.
Еще один инструмент из "методички Земана" – черный пиар против Корчока озвучивал не сам Пеллегрини, а люди, которые формально не работали в его команде.
Одновременно свое влияние на выборы имел и премьер Венгрии Виктор Орбан.
Несмотря на то, что по результатам первого тура Корчок выиграл во многих регионах, где этнические венгры составляют большинство, все изменил срочный визит Пеллегрини в Будапешт и встреча с Орбаном.
Как следствие, во втором туре большинство этнических венгров Словакии отдали голоса именно за провластного кандидата, одобренного и Орбаном.
На посту президента Пеллегрини, который создает впечатление человека с прозападными взглядами, станет скорее привлекательной обложкой, прикрывающей разворот страны.
После этого словацкий премьер Роберт Фицо может активизировать свои усилия по наступлению на общественный сектор, независимые медиа и по окончательному взятию под контроль правоохранительной системы.
Более того, у Фицо появляется возможность поглотить партию новоизбранного президента "Голос".
Это все позволит словацкому премьеру вплотную приблизиться к такому уровню личной власти, который имеет его венгерский коллега Виктор Орбан.
Проблема в том, что нынешняя победа была достигнута под антивоенными лозунгами и требованиями добиваться мира в Европе.
А соответственно, этот нарратив, показав свою эффективность, может стать популярным и на выборах в других странах.
Увеличивая тем самым шансы на победу политиков, которые являются единомышленниками Фицо и Орбана.
Это все существенно увеличивает риски для Украины.
Подробнее – в материале Юрия Панченко Кандидат от Фицо: какие последствия будет иметь избрание провластного политика президентом Словакии.