Какие последствия будут иметь санкции США против импорта российского урана
Новости — Четверг, 9 мая 2024, 10:00
Недавний запрет США, введенный против импорта российского урана, стал первым прецедентом реальных санкций против российской гражданской атомной энергетики.
В отличие от многих других сегментов российского энергетического рынка, атомной электроэнергетике в течение первых двух лет после полномасштабного вторжения РФ в Украину удавалось избегать существенных ограничений со стороны США и ЕС.
О том, присоединится ли ЕС к подобным инициативам, и не станет ли это началом полномасштабных западных санкций против "Росатома", читайте в статье докторанта Центральноевропейского университета Игоря Мошенца Ядерные санкции: что даст запрет США импорта российского урана и поддержит ли его ЕС. Далее – краткое ее изложение.
В западные санкционные списки попадали только отдельные дочерние компании "Росатома".
Причиной такого снисходительного отношения называли прежде всего производственное и технологическое доминирование российской компании в атомной отрасли.
Зависимость Запада от услуг "Росатома" является достаточно существенной.
В 2021 году доля поставок российского урана в США составляла 14% и также компания имела долю 28% в предоставлении услуг обогащения урана. Что касается ЕС, то его доля в поставках урана составляла 17%, 22% в конверсии и 30% в предоставлении услуг обогащения урана.
Устранение подобной экономической зависимости объективно требовало времени на переориентацию производственных цепочек, что гораздо труднее в условиях глобального рынка с ограниченным предложением.
И вот наконец принятый на прошлой неделе Сенатом США законопроект до 2040 года устанавливает запрет на импорт российского урана.
Впрочем, не все так просто – решение предусматривает также отдельные более компромиссные положения. В частности, Департамент энергетики будет иметь право предоставлять разрешения на исключение из-под действия ограничений при условии, что соответствующим компаниям удастся доказать, что у них нет возможностей обеспечить альтернативные поставки.
Впрочем, срок действия всех возможных исключений подобного рода должен закончиться до начала 2028 года.
Вызовет ли подобное принятое американцами ограничение эффект домино, который приведет к установлению полноценного санкционного режима против российской гражданской ядерной энергетики?
Во-первых, потеря "Росатомом" европейских и американских рынков не станет проблемой для российского гиганта атомной отрасли. Санкции против "Росатома" – это прежде всего об устранении зависимости западных стран от РФ и выполнении их скорее морального долга не финансировать вооруженную агрессию, чем о нанесении какого-то существенного дестабилизирующего ущерба российской энергетической отрасли.
Такие возможности у ЕС существуют. Запасов урана в ЕС достаточно для обеспечения среднестатистических потребностей континента на следующие три года.
И здесь экономическая конъюнктура, созданная среди прочего полномасштабным российским вторжением в Украину, действует отнюдь не в пользу россиян. Из-за увеличения цен на уран нарастает активность в отношении новых проектов по его добыче. Кроме того, уже заметна значительная активность западных компаний в течение последних двух лет на мировом рынке конверсии и обогащения урана.
Следовательно, американское решение об урановом эмбарго способно открыть окно возможностей уже для европейских санкций.
Ситуация с полноценными санкциями против "Росатома" в Европе пока уперлась в тупик. Эксперты говорят о времени, которое необходимо для достижения технологической возможности безболезненного отказа от сотрудничества с "Росатомом".
Впрочем, если наложение немедленных санкций наталкивается на аргументы о технологических препятствиях, стоит рассматривать возможности более гибкого реагирования. Если точнее, первым шагом к успешному наложению санкций может стать принятие среднесрочной стратегии устранения зависимости от российской гражданской атомной энергетики.
Подробнее – в материале Игоря Мошенца Ядерные санкции: что даст запрет США импорта российского урана и поддержит ли его ЕС.