Арбітраж проти Газпрому в Стокгольмі: як Київ планує перемогти Росію
Наша позиция в отношении транзита российского газа в Европу, в частности касательно арбитражного процесса против Газпрома в Стокгольме, обрастает спекуляциями и манипуляциями со стороны российских пропагандистов.
К сожалению, к ним иногда примыкают и эксперты, которые просто не понимают, по каким правилам работает современный европейский рынок (а эти правила кардинальным образом изменились начиная с 2009 года, когда был принят Третий энергопакет).
Поэтому я постараюсь очень кратко пояснить нашу позицию. Наши требования достаточно простые, логичные и справедливые.
1. Как это и предусмотрено контрактом c Газпромом, тариф на транзит должен быть приведён в соответствие с европейскими правилами установления тарифов.
Все же помнят, как Газпром с большой помпой рассказывал, что с 2009 года в отношениях с Украиной перешёл на европейские принципы контрактов на покупку газа и транзит? Подписанные контракты опубликованы в интернете, и в них чёрным по белому написано, что стороны имеют право требовать пересмотра тарифа.
Газпром не захотел приводить тариф в соответствие с европейскими принципами добровольно, в контракте для таких случаев как раз и предусмотрен Стокгольмский арбитраж.
Вот мы и добиваемся пересмотра тарифа через арбитраж.
Обращаю внимание, в данном случае мы говорим именно о том, что стороны не должны нарушать свои контрактные обязательства, включая положение о пересмотре тарифа.
2. Контракт должен быть приведён в соответствие с применимым (обязательным) законодательством.
Поскольку предоставление услуг по транспортировке (транзиту) газа осуществляется по территории Украины, очевидно, что украинское законодательство должно применяться. И никакие контракты между двумя хозяйствующими субъектами, такими как Газпром и Нафтогаз, не могут иметь "иммунитет" от применения законодательных норм, ведь законы имеют высшую юридическую силу над контрактами.
Приоритет над украинским законами в Украине имеют только международные обязательства Украины. К счастью, эти обязательства предусматривают применение отдельных норм европейского законодательства, в нашем случае вышеупомянутого Третьего энергетического пакета и европейского законодательства о защите конкуренции.
Таким образом мы опять приходим к необходимости приведения контракта в соответствие с нормами европейского законодательства.
Это касается как тарифов на транзит, так и требований к предоставлению данных и к оформлению приемки-передачи газа (что необходимо для ликвидации контроля Газпрома над соединениями между украинкой ГТС и ГТС Словакии, Румынии, Польши и Венгрии, в том числе для организации виртуального реверса) и переведения транзитного контракта с Нафтогаза на выделенного оператора ГТС (анбандлинг) т.п.
Опять-таки,Газпром отказался приводить контракт в соответствие с европейским/украинским законодательством и поэтому мы этого теперь добиваемся через арбитраж.
Если бы я был наивен, то я бы удивился почему Газпром отказывается от своих контрактных обязательств применять европейские принципы ценообразования на газ и тарифообразования на транзит, а также в целом привести в контракт в соответствие с европейским законодательством.
Россия так долго сама требовала перейти на европейские принципы. Ведь эти принципы такие справедливые. Ведь Газпром работает по в Западной Европе только так. В чем же проблема?
Проблема в том, что Газпрому придётся выплатить нам десятки миллиардов долларов компенсации, продавать газ по гораздо более низкой цене, каждый год платить на 4 млрд долларов больше за транзит и не препятствовать нашей интеграции в европейский рынок.
Газпрому, России в целом, партнёрам России в Европе это не нравится? Ну извините, (европейские) принципы есть принципы.
Газпром сам хотел на них перейти, и разве теперь надо эти принципы менять только из-за того, что они сейчас не устраивают Россию?
Конечно, давайте будем реалистами. Наши позиция и наши действия- не из легких. Это чрезвычайно серьезный тест для всех.
Это очередной серьезный тест для России, насколько она готова:
⁃ игнорировать в Европе "rule of law", нормы права, уже в и области частного права, то есть уже и Газпром начнёт отрыто игнорировать европейскую правовую систему;
⁃ а также к тому, что весь мир, включая граждан России будут отчётливо осознавать, что Россия открыто злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке газа и дискриминирует Украину по сравнению с европейскими странами.
При всём понимании сути политики Кремля, я не уверен, что Россия на это готова.
Это также и серьезный тест для Европы:
⁃ разрешит ли Европа Газпрому открыто игнорировать свою правовую систему;
⁃ поставит ли она страх мести со стороны России и коммерческие интересы партнеров Кремля выше своих фундаментальных ценностей, на которых в том числе зиждется экономическое процветание европейских стран.
Забудет ли ЕС свои требования к Украине внедрять европейское законодательство в сфере энергетики - если это будет противоречить интересам Газпрома и его партнёров в Европе?
Я верю, что не смотря на все сложности этот тест Европа пройдёт достойно. При всех своих проблемах Европа остаётся примером того, как правильные ценности, правовое государство, взаимное доверие и стремление к справедливости приводит к эффективной экономике и процветанию.
Мало того, пока мы видим конкретные свидетельства того, что ответственные европейские институции и сейчас с честью проходят этот тест.
Кстати, непосредственно решения арбитража (ожидается до апреля по контракту на покупку газа, и до июня до по контракту на транзит газа) не стоит относить к этому тесту, ведь мы максимально стараемся избежать любого политического влияния на решение арбитража.
Трибунал из трёх арбитров должен разрешить не политический , а юридический спор - как интерпретировать контракты, какие нормы права и как применять. Стороны подали тысячи страниц документов. Свидетели и эксперты дают показания. Юристы обращают внимание на каждый нюанс.
Как я уже объяснил, мы уверены в силе нашей юридической позиции. Но мы понимаем, что это все равно очень сложная и ответственная юридическая битва, которую нам жизненно необходимо выиграть.
Как и в любой серьёзной битве, ее судьба решается не только в столкновении на линии фронта. Предательство на разных уровнях, преобладание личных интересов может предопределить поражение даже при самых лучших позициях и силе воинов на передовой.
Поэтому планы сорвать наш арбитражный процесс - основной риск на данном этапе.
Кстати, вернемся к тестам.
Мир смотрит на этот арбитраж как на тест для Украины - насколько мы как страна готовы отстаивать свои национальные интересы, насколько ради этого мы готовы ставить компетентность выше лояльности, насколько мы понимаем, что успех нашей страны - это успех каждого из нас.
Я рассказал об арбитраже то, что пока могу рассказать.
Слушания по транзитному контракту начинаются в понедельник.
Автор: Юрий Витренко,
директор по развитию бизнеса
НАК "Нафтогаз"
Оригинальная публикация на фейсбук автора. Публикуется с его разрешения.
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора