Поиск себя в Европе. Молдова
"Европейская правда" продолжает цикл историй удачного выхода представителей бизнеса на рынки ЕС.
Приобретенный ими опыт бесценен для других предприятий, которые только думают о такой возможности.
До сих пор наши статьи были об успехе различных отечественных компаний. Пришло время посмотреть, чем могут похвастаться наши соседи - государства, которые вместе с Украиной подписали Соглашение об ассоциации с Европейским союзом.
В этот раз речь пойдет о Молдове - стране, которая намного раньше Украины почувствовала торговый шантаж со стороны России.
Напомним, первое эмбарго - в отношении молдавского вина и другой алкогольной продукции - Россия ввела еще восемь лет назад, в 2006 году.
В этом году, после подписания Соглашения, давление было усилено. Под запрет попали молдавские овощи, а самое главное - фрукты.
Компенсировать закрытие для них российского рынка должна свободная торговля с Евросоюзом.
Соглашение об ассоциации Молдовы и ЕС начало действовать 1 сентября - при этом Кишинев и не рассматривал возможность добиваться, "по украинскому сценарию", продолжения действия автономных преференций ЕС.
К слову, для Молдовы такие преференции формально действовали с того же 2006 года, когда в ответ на запрет молдавского алкоголя ЕС существенно поднял беспошлинные квоты для продукции из этой страны.
Именно алкогольная отрасль традиционно считается наибольшим выгодоприобретателем от европейского курса страны.
И хотя там не все проходит идеально, в Молдове появились компании, которые решили "разорвать шаблон" и задекларировали принцип - ни одной партии экспорта на "сомнительный" российский рынок. Но об этом - чуть позже.
"Закрытие российского рынка произошло до начала мирового кризиса. На то время владельцы винных заводов еще имели достаточно средств на проведение модернизации", - объясняет директор экономического департамента Торгово-промышленной палаты Молдовы Сергей Харя. Именно такая модернизация позволила молдавским винзаводам быстро закрепиться на рынках Восточной Европы, в первую очередь - в Румынии.
Сергей Харя |
"У молдавских компаний не было средств на продвижение товаров и их рекламирование в "старой Европе". Именно поэтому румынский рынок был приоритетным, ведь до 2007 года (год вступления Румынии в ЕС. - ЕвроПравда) между нашими странами действовал режим свободной торговли, так что нашу продукцию там помнили", - добавляет он.
Кстати, именно Румыния сейчас является крупнейшим торговым партнером Молдовы, отодвинув на второе место РФ.
В ближайшее время этот разрыв должен значительно увеличиться - как только Молдова окончательно заменит российский газ румынским.
Но даже рынки ЕС пока не позволяют Молдове говорить о полной замене российского.
Если в 2005 году объем молдавского алкогольного экспорта составлял около $300 млн, причем более 95% продавалось в РФ, то в прошлом году объем экспорта составил лишь $120 млн. Аналогичные объемы ожидаются и в нынешнем году, пояснили в Торгово-промышленной палате Молдовы.
Однако географическое присутствие молдавских вин и бренди существенно расширилась - теперь российский рынок не является доминирующим.
Кроме того, продвижение в Европу постепенно меняет молдавское вино. На фоне марок эконом-класса, которые были нужны российскому потребителю, страна начинает экспортировать и более дорогую продукцию.
Европейцы, в отличие от россиян, готовы покупать и недешевый молдавский алкоголь.
Именно это и является одним из ключевых элементов опыта Молдовы.
В ЕС не действуют устоявшиеся советские стереотипы относительно качества. Даже "исконный" производитель дешевой продукции может при желании перейти в высшую лигу.
Более того, европейское признание помогло продвижению молдавского вина на новые рынки, выйти на которые раньше было невозможно.
По словам Сергея Хари, значительные надежды виноделов связаны с подписанием соглашения о зоне свободной торговли между Молдовой и Турцией - этот договор должен быть ратифицирован сразу после избрания нового парламента.
"Кроме того, уже сейчас мы видим заинтересованность со стороны Китая. Там начинают интересоваться европейскими винами, а поскольку наша продукция экспортируется в ЕС, то это означает для потребителей всего мира, что Евросоюз признал ее качественной. А значит, она им интересна. Учитывая размеры рынка, Китай может стать существенным источником роста экспорта", - говорит эксперт.
"И стоит признать - причиной этого интереса является получение европейских сертификатов качества", - добавляет он.
Одним из примеров такой переориентации является компания "ASCONI". После модернизации производства, в том числе благодаря кредитованию Европейского инвестиционного банка, компания полностью переориентировалась на другие рынки, заявив, что больше не заинтересована в российском.
"В 2006 году, когда начались первые проблемы, мы поняли, что это надолго. Теперь мы можем сказать, что вернемся на российский рынок только тогда, когда там изменят подходы к бизнесу, а импортеры будут защищены от политических рисков", - пояснил "Европейской правде" директор компании Анатолий Сырбу.
По его словам, сейчас рынок ЕС занимает около 35% экспорта компании, а остальную продукцию покупают по всему миру - от Китая и Казахстана до США.
"Тогда (после закрытия российского рынка. - ЕвроПравда) нам было очень сложно, гораздо сложнее, чем сейчас украинским виноделам, ведь почти 100% нашего производства шло в РФ, а у украинцев есть достаточно мощный внутренний рынок.
Но самое сложное было - изменить менталитет. Всем - от рабочих до менеджмента.
Мы должны работать по европейским нормам, желательно - оставив молдавские цены. Но все это абсолютно возможно. Поэтому если украинские виноделы считают, что они готовы к этому - пусть в марте едут на выставку в Дюссельдорф, и все у них должно получиться", - убежден Сырбу.
* * * * *
Совсем другая ситуация сложилась со второй ключевой статьей молдавского экспорта - фруктами. Ограничения на их экспорт введены Россией лишь в нынешнем году, вместе с европейской продукцией.
Однако, в отличие от виноделов, производители фруктов в большинстве своем оказались не готовы к конкуренции на рынках ЕС.
"Многие фермеры привыкли к тому, что их продукцию покупают российские посредники прямо в саду - накануне сбора урожая. Они даже налогов не платили - россияне рассчитывались наличными, - не говоря уже о том, чтобы озаботиться маркетингом и логистикой", - объясняет президент Союза аграрных ассоциаций "UniAgroProtect" Александру Слусарь.
Вторая проблема - в стране практически нет сортировочных линий, что не позволяет обеспечить тот вид продукции, к которому привык европейский потребитель.
Впрочем, в значительной мере ситуацию спасает финансовая помощь Евросоюза.
По словам Слусаря, из 15 действующих в стране сортировочных линий восемь было построено в течение последнего года на грантовые средства ЕС.
"Однако наше сельское хозяйство нуждается примерно в сотне таких линий. И это большая проблема, ведь их отсутствие тормозит наш экспорт", - добавляет он.
Это особенно заметно на фоне усиления конкуренции в самом ЕС вследствие действия российских контрсанкций. В таких условиях на европейского потребителя рассчитывать не приходится. "Польская продукция постепенно теснит нас даже на обычном румынском рынке. Единственная хорошая позиция - виноград, ведь здесь мы конкурируем с более дорогой итальянской продукцией", - объясняет Слусарь.
Такую же оценку анонимно дают и производители. По их словам, сейчас объемы экспорта упали до уровня одной-нескольких фур в месяц.
"Трудно ожидать, что после парламентских выборов (пройдут 30 ноября. - ЕвроПравда) позиция Москвы смягчится.
Именно поэтому все надежды - на финансовую поддержку ЕС, на инвестиции в аграрную инфраструктуру, что позволит сделать нашу продукцию более конкурентной", - объясняет руководитель одной из компаний-экспортеров.
Фермер Анатол Плэчинтэ настроен более оптимистично.
Его предприятие "Fortina-Labis" только начинает экспорт своей продукции, яблок и слив, на рынки ЕС. По его словам, сейчас объем экспорта незначителен - около 200 тонн с начала года.
Российское фруктовое эмбарго оказалось неожиданным для производителей, в этом году большая часть продукции после закрытия рынка РФ вынужденно перегоняется в спирт.
Между тем уже подписанные контракты на следующий маркетинговый год позволяют Анатолу Плэчинтэ надеяться, что уже в следующем году 80% его продукции пойдет на румынский рынок.
"Сейчас значительную роль играют гранты ЕС на поддержку сельского хозяйства. Они позволяют модернизировать производство, сделав молдавскую продукцию гораздо более конкурентной", - пояснил он.
По словам фермера, после необходимой модернизации молдавские садоводы смогут без проблем отказаться от российского рынка, хотя это и не одномоментный процесс.
"Благодаря сертификатам ЕС мы готовимся к выходу на рынки Азии и Египта. Вместе с европейским рынком они способны полностью обеспечить реализацию молдавской продукции, даже без открытия рынка РФ", - убежден Плэчинтэ.
Также существуют надежды, что режим свободной торговли с ЕС даст толчок к приходу в Молдову инвестиций не только в аграрный сектор.
"Сейчас мы видим серьезный интерес многих компаний непищевого сектора", - говорит Сергей Харя.
Однако, по его словам, пока это только надежды. Инвесторы ждут развития ситуации в Украине, опасаясь подобного обострения конфликта в Приднестровье.
Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании Stronger Together