Семейный саммит: ЕС зарыл топор войны и задумался о поддержке госслужбы
Саммит Украина-ЕС, который состоялся в Киеве в понедельник, в администрации президента уже назвали "прорывным".
Правда, действительно громких заявлений по его итогам прозвучало немного. Отказ Юнкера назвать Украину "европейским государством" точно не является "прорывом". Обещания Порошенко подать заявку на членство в ЕС – не новая тема, он говорил об этом еще год назад.
Но "Европейской правде" удалось узнать о непубличных договоренностях сторон, которые дают основания для определенного оптимизма.
На самом деле саммит не стал революционным, но отношения с ЕС – после периода жесткой критики со стороны Брюсселя – наконец-то начали налаживаться.
Проявились вчера и негативные моменты, но их было очевидно меньше.
При этом едва ли не самые интересные переговоры проходили не в сессионном зале, а "на полях" встречи.
В частности,
Евросоюз начал всерьез обсуждать финансирование зарплат украинских госслужащих-реформаторов.
По этому вопросу пока нет окончательной определенности, но ЕвроПравда выяснила основные схемы.
Среди других итогов встреч на высоком уровне:
– Окончательные договоренности о "запуске" зоны свободной торговли.
Российские требования о пересмотре ЗСТ не будут рассматриваться Евросоюзом.
– Брюссель одобрил ряд проведенных реформ,
перейдя от критики к поддержке действий власти.
– ЕС подтвердил неизменность санкций против РФ.
– Порошенко смог убедить ЕС, что у него нет конфликта с Яценюком,
хотя в Брюсселе до последнего времени были серьезные опасения по этому поводу.
Между тем...
– К Украине, похоже, потихоньку теряет интерес Могерини.
– С грантовыми деньгами ЕС для восстановления Донбасса не сложилось.
Евросоюз считает, что пока рано говорить о таком финансировании, ведь пути выхода из конфликта – непонятны.
– В вопросе перспективы членства тоже достижений нет.
С безвизовым режимом – так же сложно.
А теперь – подробнее о перечисленном выше.
Деньги для реформаторов
Об этом не говорили на пленарном заседании саммита, но эта тема детально прорабатывалась во время двусторонних переговоров "на полях" визита.
В ЕС звучит мысль о том, что в конце концов
Брюссель должен сам выйти с инициативой о доплатах к зарплате украинских госслужащих.
Вопрос в пиар-компоненте – снаружи должно казаться, что это не Украина просит денег для собственной госслужбы, а Европа сама их предлагает.
Хотя уже сейчас эту схему поддерживают обе стороны.
"Цель такой помощи очевидна. Сейчас люди (ключевые сотрудники госструктур), которые оперируют многомиллионными бюджетными суммами, получают зарплату в 200-300 евро. Это – серьезная опасность, в том числе в вопросе предотвращения коррупции", - пояснил на условиях анонимности высокопоставленный чиновник Еврокомиссии.
В то же время, ЕС хочет избежать обвинений в том, что он "покупает" украинских госслужащих. Схема финансирования должна содержать гарантии самостоятельности украинского государственного аппарата.
По словам двух источников "Европейской правды" в структурах ЕС, дискутируются два подхода – адресное финансирование ("должны определить некоторое количество, скажем, 500 или 600 ключевых реформаторов, которые будут получать доплату") и финансирование конкретных органов (к примеру, новой полицейской службы).
Похоже, что в Брюсселе склоняются ко второму варианту, но решение еще не принято.
"Сейчас рано говорить, как, из какого органа, каким механизмом будет выделяться это финансирование. Мы готовы рассматривать любые варианты, единственное условие – операционное осуществления выплат должно проводить украинское государство, а не мы. Украина должна определять, кто получает деньги. Но у нас есть требования по системности реформ (в госсекторе)", - подчеркнул чиновник ЕС, участвующий в переговорах.
И хотя все собеседники ЕвроПравды говорят, что сейчас идея довольна сырая, в ЕС ожидают быстрого прогресса.
"До конца года мы вполне можем выйти на концептуальное согласие", - пояснил представитель ЕК.
"Но здесь многое зависит от наших партнеров", - добавил он.
Украина должна принять изменения к закону о госслужбе и подготовить реформу аппарата тех ведомств, где будет введено внешнее финансирование. Их количество, кстати, также является предметом дискуссии. На начальных консультациях Киев сообщил, что хотел бы задействовать в программе около полусотни госструктур, но в ЕС считают, что надо начинать с меньшего количества – к примеру, тех, которые оказались наиболее эффективными в реформировании подотчетного сектора госуправления.
Жесткая критика – позади
Еще несколько месяцев назад от Брюсселя в адрес Киева непрерывно звучала критика.
ЕС требовал реформ и возмущался тем, что даже ключевые законы принимаются медленнее, чем кто-либо надеялся.
Настоящим "откровением" для правительства стало первое заседание Совета ассоциации в декабре 2014 года, где атмосфера диалога порой напоминала времена Азарова-Януковича.
(подробнее об этом – в статье "Европейской правды" "Без любви и с расчетом: Украина теряет кредит доверия ЕС")
Еще одну волну возмущения пришлось наблюдать уже весной, после принятия решения МВФ о новой программе помощи.
После того чуть ли не в каждой речи президент и премьер подчеркивали, что будут проводить реформы, которых требует МВФ, ни словом не упоминая о выполнении соглашения об ассоциации.
ЕвроПравде приходилось слышать возмущение европейских чиновников, которые задавали вопрос: куда интегрируется Украина – в ЕС или МВФ? Или ситуативно – к тому, кто дает деньги?
27 апреля риторика ЕС была принципиально иной. Брюссель публично признал прогресс в проведении реформ. Украина начала возвращать доверие Евросоюза.
Заключительное совместное заявление саммита также содержит перечень сфер, в которых ЕС доволен прогрессом.
Вместе с тем, это не означает, что все вопросы к Киеву исчезли. Брюссель согласился, что есть прогресс в принятии законов, но теперь ожидает успеха в их исполнении.
"В некоторых вопросах, таких как судебная реформа, независимость судов, борьба с коррупцией и в других сферах, уже есть законодательные акты которые являются ну просто произведениями искусства. Но это не означает, что с их выполнением все хорошо", - заявил в понедельник вечером на встрече с журналистами комиссар Йоханнес Хан, ответственный в ЕК за "украинский вопрос".
"2015 год должен стать годом имплементации реформ. И если вы упустите такую возможность, это будет действительно большой потерей", - предупредил он.
Порошенко – Яценюк
Провальные годы президентства Ющенко научили ЕС опасаться конфликта между президентом и премьером.
Напряжение по линии Петр Порошенко - Арсений Яценюк, конечно, не такое, как было между Ющенко и Тимошенко, но в ЕС к нему относятся более чем серьезно.
Чтобы убедить европейцев, что на самом деле на Печерских холмах – мир и согласие, Порошенко в понедельник пошел на беспрецедентный шаг – пригласил Яценюка на встречу с Туском и Юнкером в формате тет-а-тет. Переговоры, начавшиеся втроем, завершились в составе "четверки".
фото пресс-службы президента |
Яценюк также принял участие в пленарном заседании саммита, хотя до сих пор никто – ни Азаров, ни Тимошенко, ни Янукович в ранге премьера – не участвовали в предыдущих саммитах. Это событие всегда считалась "президентским".
Этот жест понравился гостям из Брюсселя, хотя и не убедил их в том, что напряжение между ветвями власти исчезло.
"Надеемся, что этот союз не только на тот день, когда мы здесь", - заявил во время закрытой части встречи глава Еврокомиссии Юнкер.
"И мы понимаем, что в политике есть определенная конкуренция, и не делаем из этого трагедии. В конце концов, главное – результат. Для нас сейчас все выглядит так, что их (Порошенко и Яценюка) совместная работа достаточно продуктивна", - пояснил в неофициальной беседе один из участников саммита.
Федерика Могерини
К высокому представителю ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Федерике Могерини с самого начала были определенные вопросы...
Внешнеполитическую службу ЕС возглавила итальянка, то есть представитель страны, традиционно лояльной России.
Это, к счастью, не привело к катастрофическим последствиям – Могерини пока воздерживается от поддержки России, однако другом Украины она все же не стала. И есть сомнения, что станет впоследствии.
Конечно, каждый раз Могерини находит легитимное основание для отказа от поездки.
В этот раз она выбрала совместное путешествие по Средиземному морю вместе с премьером Италии и генсеком ООН – чтобы показать озабоченность ЕСиз-за массовой гибели в море нелегальных мигрантов.
Что мешало осуществить это путешествие на следующий день после украинского саммита, или же днем раньше? Этот вопрос остается без ответа.
Напомним, перед тем Могерини должна была посетить Киев вместе с Юнкером для участия в заседании Совета реформ, но когда Юнкер заболел, она также отменила поездку.
Пока рано с уверенностью говорить, что Могерини окончательно отдалилась от украинских дел". Однако вероятность этого весьма высока. К слову, для Украины такой опыт не нов. Предшественница Могерини в старом составе Еврокомиссии, баронесса Эштон, шла точно таким же путем – после нескольких отмененных визитов в Киев она вообще прекратила заниматься украинским вопросом, отдав его комиссару Фюле.
И для сближения Киева с ЕС это имело только положительные последствия.
Восстановление Донбасса
Как известно, саммит Украина-ЕС будет проходить в одной "связке" с инвестконференцией в Киеве, которая изначально планировалась как донорская конференция.
Но с донорскими деньгами пока не сложилось.
Евросоюз во вторник не планирует объявлять о предоставлении Киеву значительной безвозвратной помощи, рассказал "Европейской правде" вице-президент ЕК Валдис Домбровскис.
"Мы считаем, что бюджетная дыра закрыта финансированием МВФ на ближайшие три года. К тому же сейчас уже выделен достаточно существенный пакет поддержки со стороны ЕС – речь идет и о макрофинансовой поддержке, и о грантах", - пояснил он.
До последнего оставалась возможность того, что ЕС даст деньги (или безвозвратные, или с низкой процентной ставкой) для целевой программы восстановления инфраструктуры Востока.
Однако в итоге Евросоюз отложил финансирование Донбасса.
"Действительно, было ожидание, что эта конференция станет конференцией по реконструкции Донбасса, но вопрос в том, что мы сейчас не в той позиции, когда можно это обсуждать. Сейчас нет четкого понимания, как именно Донбасс дойдет до той точки, когда можно будет начать эту деятельность", - пояснил Домбровскис.
Европейцев можно понять – какой смысл вкладывать деньги в инфраструктуру, когда сохраняется значительная вероятность ее уничтожения во время нового наступления пророссийских сепаратистов?
Старая песня
К сожалению, по ряду ключевых пунктов саммит не привел к желаемому "прорыву", и это не добавляет радости.
Прежде всего – украинская сторона не убедила европейских партнеров, что мы заслуживаем чего-то большего, чем дружбы.
И, как уверяют собеседники Европейской правды в Еврокомиссии, до Рижского саммита изменений так же не будет.
"Мы не видим, что принципиально изменилось в вопросе сближения ЕС с восточными соседями в сравнении с Вильнюсом (с 2013 годом), чтобы ЕС корректировал свою позицию. Сейчас все то же самое, что и два года назад. Поэтому формулировки декларации рижского саммита будут повторять Вильнюс", - пояснил один из европейских участников саммита, шокировав своих собеседников во время встречи с узким кругом журналистов.
К сожалению, ЕС до сих пор не научился мыслить геополитически, даже в условиях открытого противостояния с РФ.
В публичных заявлениях, во время пресс-конференции, представители ЕС воздержались от столь категоричных заявлений. Но оптимистического все равно было мало.
Президент Еврокомиссии Юнкер, в частности, отказался использовать в отношении Украины термин "европейское государство", который давал бы ЕК право впоследствии рассмотреть нашу заявку на вступление в ЕС. Это, конечно, юридическая казуистика, не слишком понятная большинству, но для дальнейшего сближения Украины и ЕС это – действительно важный этап.
В то же время, по другим вопросам сохранение Евросоюзом старых позиций – выгодно для Киева.
Саммит подтвердил, что санкции против РФ сохраняются.
И, наконец, было окончательно согласовано (и подтверждено обеими сторонами), что Украина и ЕС не пойдут на уступки Российской Федерации относительно введения в действие экономической части Соглашения об ассоциации.
Как известно, Кремль требует отложить полноценный запуск ЗСТ еще на год. Как известно, перед тем ЕС (и тоже ради уступок России!) уже откладывал его до 1 января 2016 года.
В поддержку российской позиции высказывались также отдельные европейские политики, в частности, глава МИД Германии Штайнмайер.
Но Юнкер в понедельник не оставил пространства для маневра.
"Дальше откладывать невозможно. Так можно откладывать до бесконечности", - возмутился он.
Более того, ЕС поставил цель завершить ратификацию соглашения уже в этом году, чтобы оно вступило в силу.
После этого любые переговоры с РФ об "откладывании начала действия зоны свободной торговли" просто потеряют смысл.