«ГМО-спор» между Европой и США. Что изменится в Украине

Понедельник, 21 сентября 2015, 08:30 - Олекса Степанюк, для Европейской правды

На протяжении более десятка лет вопрос правомерности запрета генетически модифицированных продуктов (ГМО) был одним из ключевых, мешавших торговле Европейского союза и США.

Знакомая украинцам картина – европейские противники режима свободной торговли с США акцентируют внимание именно на угрозе легализации "ГМО-импорта".

Этот спор завершился лишь в этом году, что стало очень важным шагом для продвижения свободной торговли через Атлантический океан.

При этом данная проблема важна и для Украины – ведь в соответствии с Соглашением об ассоциации мы должны гармонизировать свое законодательство с европейским.

Именно поэтому стоит рассмотреть историю "ГМО-спора", чтобы понять, можно ли ожидать изменения законодательства по ГМО в Украине.

Спор между США и ЕС начался в мае 2003 года, когда Вашингтон выступил с инициативой провести консультации с ЕС в рамках ВТО по де-факто существующему мораторию на импорт биотехнологических продуктов в страны Евросоюза.

С точки зрения США, Евросоюз неофициально ввел мораторий на допуск биотехнологических продуктов, поскольку начиная с октября 1998 года заявки на утверждение модифицированных продуктов были "отклонены с помощью действия/бездействия группы из пяти государств-членов ЕС и/или Европейской комиссии". Более того, уже утвержденные продукты не допускались на рынки отдельных стран Евросоюза.

Этот торговый барьер ежегодно приносил $300 млн убытков американским аграриям.

В основе этого конфликта лежат различные подходы к оценке риска, принятые в США и ЕС.

Согласно правилам ЕС, ответственным за предоставление доказательств безопасности продукта является производитель; производители же должны предоставлять любую информацию, которую требуют потребители.

С другой стороны, регулятивная система США считает продукт безопасным, пока не представлены научные доказательства его вредности, к каждому продукту относятся одинаково, поэтому маркировка ГМО-продуктов недопустима.

Таким образом, этот конфликт касается не только убытков американских фермеров:

победа одной из сторон создала бы прецедент, который бы определил направление развития правил международной торговли.

В жалобе США отмечалось, что действия ЕС противоречили Соглашению ВТО по СФС, согласно которой страны-члены имеют право вводить санитарные и фитосанитарные меры для защиты жизни и здоровья людей, животных или растений, если опасность для их здоровья доказана научными исследованиями.

Единственное исключение из этого правила предусмотрено в пятом параграфе этого же Соглашения:

"В тех случаях, когда соответствующее научное обоснование является недостаточным, член может временно принять санитарные и фитосанитарные меры на основании имеющейся информации, в том числе информации от соответствующих международных организаций, а также на основании санитарных и фитосанитарных мер, применяемых другими членами. В таких обстоятельствах члены должны пытаться получить дополнительную информацию, необходимую для более объективной оценки риска, и пересмотреть санитарные и фитосанитарные меры в течение благоразумного периода".

При этом Соглашение не содержит ни точного определения, ни способа оценки "благоразумного периода".

В конце августа 2003 года была создана рабочую группу для рассмотрения жалобы США и аналогичных жалоб Аргентины и Канады. С многочисленными перерывами группа работала до сентября 2006 года, когда был выпущен итоговый отчет по конфликту.

В отчете отмечается, что ЕС на самом деле ввел де-факто мораторий на биотехнологическую продукцию (факт, который ранее отрицался представителями ЕС) с 1999 до 2003 года (в 2004 году ЕС одобрил импорт генно-модифицированной кукурузы сорта MON810, на сегодня единственный вид ГМО-продукции, которая выращивается в ЕС). Также было частично признано нарушение ЕС обязательств, взятых на себя в роли члена ВТО.

В декабре 2006 года представители Евросоюза объявили о готовности ЕС реализовать замечания отчета рабочей группы, однако подчеркнули, что это требует времени – вопрос модифицированных продуктов очень чувствителен для жителей Европы. В январе 2008 года США и ЕС сделали заявление о достигнутой договоренности:

согласно правилам урегулирования диспутов ВТО, США получили право на компенсацию и прекращение своих обязательств перед ЕС, если тот не ликвидирует неоправданные барьеры для продукции США.

Уже через три дня после этого США обратились к ВТО с просьбой прекратить свои обязательства перед ЕС. Однако переговоры между Евросоюзом и США продолжились, США решили не использовать свое право компенсации, зато продолжили пытаться решить конфликт дипломатическим путем.

Со своей стороны представители ЕС заявили о необходимости изменить правила ВТО.

С их точки зрения правила и процедуры ВТО разработаны для обеспечения справедливой конкуренции и недопущения протекционизма. В этом же случае речь идет не о защите производителей, а о потребительских предпочтениях жителей Европы.

Также представители Европейской комиссии настаивают на том, что Соглашение ВТО по СФС не учитывает в достаточной мере риски для окружающей среды.

Представители организаций "Гринпис" и "Друзья Земли" также выступили с заявлениями о том, что у ВТО нет ни компетенции, ни полномочий заниматься вопросами ГМО и охраны окружающей среды. По их мнению, эти вопросы уже регулируются Карфагенским протоколом по биобезопасности, который, кстати, не был ратифицирован Соединенными Штатами.

После 2007 года важнейшим событием стало предложение Еврокомиссии в 2010 году позволить странам-членам блокировать импорт модифицированной продукции, даже если ее ввоз был разрешен на уровне ЕС.

Это решение было заблокировано в течение пяти лет из-за конфликта между сторонниками и противниками ГМО внутри Евросоюза.

В январе 2015 года решение было принято: 480 депутатов проголосовали за, 180 – против, 59 воздержались.

Решение Европарламента позволяет запретить ввоз ГМО-продуктов на основании их вреда здоровью или окружающей среде, нежелательного социо-экономического воздействия, риска попадания ГМО-веществ в другие продукты и по другим причинам. Инновация вызвала недовольство как сторонников ГМО-продукции (ликвидация единых правил для всех стран еще более усложнит выращивание модифицированной продукции), так и ее противников (Еврокомиссия оставила за собой право принимать импорт модифицированных продуктов).

И напоследок – несколько слов об Украине, где Ассоциация с ЕС уже вызвала ряд слухов о неминуемой "легализации ГМО".

В Украине выращивание и оборот генетически модифицированных продуктов регулируется законом Украины "О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов", принятым Верховной радой в 2007 году.

Согласно документу, коммерческое производство ГМО и продуктов с содержанием ГМО запрещено без государственной регистрации. Регистрация включает генетический анализ, оценку влияния на окружающую среду и другие меры.

Поскольку процедура регистрации является одновременно и длительной, и дорогой, на данный момент ни один из видов ГМО не был официально зарегистрирован.

Тем не менее, это не останавливает фермеров от закупки и выращивания модифицированных семян. По мнению экспертов, до 70% сои, выращенной в Украине, является генетически модифицированной.

В лаборатории молекулярно-генетических исследований Украинского научно-исследовательского центра проблем стандартизации, сертификации и качества защиты прав потребителей отмечают, что ГМО содержат около 30% украинских пищевых продуктов.

Это прежде всего продукты, содержащие в качестве добавки сою, в частности: сосиски, выпечка и шоколадные изделия.

Для того чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию, был предложен ряд законопроектов, позволяющих упрощенную регистрацию модифицированных организмов, уже одобренных для импорта в ЕС.

Ни один из этих проектов не был принят – согласно опросам, большинство украинцев разделяют общеевропейское недоверие к ГМО, и депутаты это учли.

Также подписанное Украиной Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает гармонизацию украинского законодательства с законами Евросоюза, поэтому можно ожидать, что законы, которые ограничивают выращивание ГМО-продукции в Украине, не будут изменены в ближайшее время.

 

Автор: Олекса Степанюк,

научный сотрудник

Института экономических исследований и политических консультаций