Выборы по-польски: как и почему сменяется власть у западного соседа. Спецрепортаж
Парламентские выборы в Польше состоятся в ближайшее воскресенье, и еще до начала голосования известно, что во многом они станут эпохальными.
Социологи прогнозируют уверенную победу "Права и Справедливости" (ПиС) – партия, до недавнего времени оппозиционная, может получить до 40%, в то время как победитель прошлых выборов, "Гражданская платформа" (ГП), - лишь 22-23%.
Сравнение Польши с Украиной – избитый стереотип, но тут о нем нельзя не вспомнить.
Особенность польской электоральной географии – разделение страны на две части. Традиционно запад страны голосует за ГП, а восток – за ПиС.
Сатирическая иллюстрация: даже в ответе на вопрос "правда ли, что Польша разделена пополам" мнение поляков разделилось:) |
Именно поэтому "Европейская правда" отправилась на запад. Хотелось посмотреть, сможет ли "Платформа" мобилизовать своих сторонников. От этого зависит если не победитель выборов, то хотя бы влиятельность будущей оппозиции.
Кроме того, Вроцлав долгое время был на слуху у наших читателей – в его окрестностях якобы нашли "золотой поезд" - пропавший в годы Второй мировой эшелон с нацистскими сокровищами.
Впрочем, к перспективам находки суперклада в самом Вроцлаве относятся иронически.
"В Польше всегда побеждал компромисс. Наверняка, и в это раз все закончится компромиссом: поезд найдут, а золото – нет", - шутят горожане.
Так же иронически во Вроцлаве относятся и к грядущим выборам.
Гражданский запад
В крупных городах Польши в период выборов, как правило, нет привычного для Украины рекламного засилья. Вроцлав – не исключение, политической рекламы здесь относительно немного.
Но даже и в такой ситуации агитация от партии власти - в явном меньшинстве. Лишь на отдельных баннерах можно увидеть кандидатов от ГП или нынешнего премьера Эвы Копач, обещающую "сильную экономику, высокие зарплаты".
Такой рекламы много в районе университета – скопления потенциального электората Платформы.
Между тем в целом по городу вы чаще увидите политрекламу от ПиС (обещающую "действовать, а не обещать") и баннеры других партий: "Левицы" (блок левых сил), "зеленых", созданного перед этими выборами движения "Новочесна" (буквальный перевод названия партии – "Современная").
Но баннеры – это лишь вершина айсберга.
Польские политологи взяли на вооружение и другие "сравнительно честные" способы агитации.
Один из методов – "социологический".
На улице корреспондента ЕП остановили якобы социологи с вопросом, нравится или нет нынешняя система здравоохранения.
На всякий случай отвечаю – не нравится. Бинго! Следующий вопрос – поддерживаете ли вы замораживание роста бюджетных расходов на здравоохранение, проведенное правительством.
Теперь ответ не имеет значения. Все, "клиент" обработан, можно идти "опрашивать" следующего.
"Маленькая Москва"
Совершенно иная ситуация - в небольших городах. Политической рекламы здесь на порядок больше. Она заполнила стационарные билборды и тумбы для афиш, для нее поставлены временные афиши и, наконец, она массово висит на домах.
Например – в Легнице. В 1980-х здесь находилась крупнейшая база советских войск в Польше, за что город получил нелюбимое горожанами прозвище "Маленькая Москва".
"Мы не понаслышке знаем, что такое чужие войска в твоем городе. Хотя теперь, после вступления в НАТО, бояться вроде как нечего - привычка остается", - поясняют в местном музее.
В 1990-х Легница – крупнейший в Восточной Европе авторынок, в первую очередь - подержанных автомобилей. Однако развитие польской экономики привело к созданию цивилизованных сетей автотрейдеров.
В новой реальности Легница, похоже, так и не нашла себя.
На первый взгляд город не кажется бедным (и уж тем более – депрессивным), но спросите у любого на улице, и вам расскажут об отсутствии работы в городе и отъезде молодежи.
Возможно, этим и объясняется "электоральный феномен" Легницы – ее избирательный округ является "островком" поддержки ПиС на западе Польши.
Правая партия Леха Качиньского близка здешним жителям и идеологически (в Легнице откровенно не любят советскую и российскую власть), и экономически. Здесь попросту ждут изменений. Другой вопрос – оправданно ли, но даже местные рыночные торговцы верят, что победа ПиС облегчит их жизнь.
Одна из продавщиц в присутствии корреспондента ЕП объясняет коллегам, что ПиС обещал повысить налогообложение торговых сетей, что сделает более выгодными покупки в небольших магазинах и на рынках.
Диаметрально противоположная ситуация в другом городке – Бжеге. Так же много политической рекламы, но здесь "Гражданская платформа" активнее на порядок.
Однако между городками есть и одно общее. Это массовое присутствие еще одного участника предвыборной гонки, новичка польских выборов, движения Kukiz’15.
Музыкальная пауза
Их лидер – польский актер и музыкант Павел Кукиз (он родом из этого региона и сейчас является депутатом Нижнешленского сейма) уже успел стать открытием президентских выборов, получив 20% голосов и третье место.
Предвыборный плакат Кукиза |
Кукиз обещает избирателям полное изменение страны – начиная от принятия новой конституции до решения ключевых вопросов исключительно на общенациональных референдумах.
Однако для нас куда важнее другой пункт его программы: "рациональная внешняя политика". Под этой невинной фразой – отказ от "чрезмерной" поддержки Украины. То есть ни шагу больше, чем ЕС в целом.
"Бронежилеты – да, автоматы – нет", - эта цитата Кукиза с президентских выборов точнее всего характеризует его внешнюю доктрину.
В Легнице, впрочем, готовы защищать земляка. "Он вовсе не антиукраинский политик, просто он против того, что мы вечно имеем особое мнение в ЕС и это делает нашу позицию слабой", - говорят там.
Молодым у них дорога
Между тем и в Легнице, и в Бжеге, и во Вроцлаве поляки, с которыми общалась "Европейская правда", кое в чем солидарны.
По их словам, основная проблема – в несменяемости ключевых политиков страны. "Посмотрите на лидеров ПиС и Платформы – по сколько им лет? Да им скоро на пенсию пора, а смену себе они не готовят", – говорит студентка вроцлавского университета Мария. На аргумент, а как же победа молодого представителя ПиС Анджея Дуды, которому Качиньский уступил место в президентской гонке, она лишь кривится: "Это не показатель".
Сама Мария планирует голосовать за "Новочесну" – еще одного новичка польской политики, который, по опросам, вполне может преодолеть 5%-ный барьер и попасть в парламент.
Ее друзья также готовы голосовать лишь за новые силы, хоть бы и за того же Кукиза – отсюда и популярность этого политика-музыканта, которого сперва мало кто принимал всерьез.
Вечером в центре Вроцлава слышен барабанный бой. Но это не концерт и не футбольные фанаты. Это митинг в поддержку мигрантов. Пока часть участников бьют в барабаны и стоят с плакатами, десятки молодых людей раздают листовки и значки, призывающие помогать мигрантам.
"Нынешние политики абсолютно одинаковы – они стараются избегать темы мигрантов, поскольку она явно не прибавит им балов на выборах. Но ведь это действительно важнейшая проблема, а мы боимся обсуждать ее", - говорит Марта, одна из участниц митинга.
И если с важностью проблемы в Польше согласятся очень многие, поддержка идей Марты – далеко не всеобщая.
В пятистах метрах отсюда висят афиши, призывающие прийти на марш против мигрантов. Видно, что эти постеры уже пытались отодрать – от большинства из них на тумбах остались лишь клочки бумаги.
Но на следующее утро антимигрантские афиши вновь были расклеены.
Между тем, в политическом, предвыборном дискурсе тема мигрантов почти не звучит!
Это - еще один пример, который доказывает, что польское общество устало от стабильности и откровенно жаждет перемен. А ведущие партии "не поймали" это желание и не показали достаточных изменений в собственных списках, а к тому же - игнорируют ряд острых, важніх для избирателя вопросов.
В такой ситуации выборы могут принести политикам значительно больше сюрпризов, чем прогнозируется.