Фальстарт "народной республики". Спецрепортаж из Даугавпилса

Пятница, 25 декабря 2015, 14:30 - Юрий Панченко, Европейская правда, Даугавпилс-Киев

Способна ли Россия перенести гибридные войны на территорию стран ЕС и НАТО? Например, создав на территории стран Евросоюза "народные республики"?

Еще год назад такая возможность казалась более чем реальной. Стартом для этих прогнозов стали события на юге Латвии, где активисты начали обсуждать возможность создания "Латгальской народной республики" и присоединения этого региона к РФ

Наученные украинским опытом, латвийские службы безопасности отреагировали быстро, не оглядываясь на то, что такие заявления выглядели обычным интернет-троллингом.

Прошел год, и теперь стало проще оценивать реалистичность такой угрозы.

Именно поэтому "Европейская правда" решила посетить места, которые наиболее часто упоминались в качестве плацдарма для российской гибридной войны, и оценить реалистичность таких угроз.

Первым был эстонский город Нарва, 80% населения которого составляют русские. Ощущение угрозы вполне очевидно, а ключевой "прививкой" от "русского мира" являются пенсии, которые выше, чем в РФ.

На очереди – Латвия, где также высок процент русского населения. Мы уже писали о разгроме в Риге выставки "Люди Майдана" - вот результат их активности.

Однако наиболее проблемным регионом Латвии традиционно считается Латгалия, где и были попытки "самоопределения". Впрочем, за год страсти улеглись, и теперь в Латвии уже не опасаются создания "народных республик". 

"Крымские события на короткий период создали в Латвии ощущение углубления трещин и водоразделов в обществе. Во многом истерические настроения подогревали в своих целях радикальные политики. Все же нужно отметить, что настроения эти были кратковременные и быстро исчезли, несмотря на то, что политические маргиналы на мгновение стали центром для новостных служб", - уверен латвийский политолог Денис Ханов.

Так ли это на самом деле?

Именно поэтому выбор для второй поездки стал очевидным – латвийский город Даугавпилс. Несмотря на то, что он находится в отдалении от границы с РФ, там самый высокий процент русского населения – около 53%. Причина в том, что после Второй мировой войны советские власти стремились сделать город промышленным центром региона, завозя туда рабочую силу из российских областей.

Как говорят в Латвии, если в Риге еще можно прожить, не используя русский язык (хотя это и непросто), то в Даугавпилсе это просто невозможно.

Вдобавок Латгалия - наименее развитый экономический регион Латвии, с высокой безработицей, оттоком населения и зависимостью от российского рынка. Удобная почва для сепаратизма!

Даугавпилс (Двинск) традиционно был военным оплотом Российской империи 

Впрочем, первое впечатление от города – российской символики тут куда меньше, чем в Нарве. В первую очередь это можно объяснить более жесткой политикой страны, где советская символика приравнивается к нацистской, а ее использование является уголовно наказуемым.

"В прошлом году, когда в интернете возникла информация об отдельной республике, к нам приехало очень много иностранных журналистов. Все хотели найти живых сепаратистов – и не нашли", - говорят местные жители.

С такой оценкой соглашаются и в городской думе Даугавпилса. "Те люди, которых можно было назвать пятой колонной, давно выехали в другие страны, где агитировать за такие незаконные действия безопаснее", - уверяет вице-мэр Даугавпилса Янис Дукшинскис.

Соответственно, по его словам, все эти заявления об отделении носят лишь теоретический характер и не выходят за пределы интернета.

В мэрии Даугавпилса убеждены, что залогом межнационального мира в городе может быть лишь поддержка всех национальных общин. "У нас очень большие программы поддержки традиционной культуры, в том числе – российской", - говорит Дукшинскис.

"Это важно, поскольку если мы не будем этим заниматься, этим займется кто-то другой и с иными целями", - уточняет он.

Впрочем, в мэрии признают – культурное сотрудничество с РФ часто может иметь политическую подоплеку, и с этим нужно быть очень внимательным: "Одно дело отправить на международный фестиваль ансамбль народной музыки, другое дело - оправлять детей в бесплатные лагеря патриотического воспитания в РФ, а такие предложения были. Кому нужно, чтобы им там промывали мозги ‘русским миром’".

Еще одна страховка - проблемы в экономике региона, что делает его получателем льгот как из латвийского бюджета, так и из фондов ЕС. "Любые волнения поставят под угрозу реализацию этих проектов, и люди это понимают", - пояснил Янис Дукшинскис.

Насколько успешна такая политика?

 

С одной стороны – вполне. Если сравнивать с эстонской Нарвой, то бросается в глаза, что при подавляющем доминировании русского языка в быту, официальный статус латышского более устойчив. Это проявляется и в официальных вывесках, и в неофициальных объявлениях. 

Также не бросаются в глаза флажки, наклейки и ленточки с советской и "русомирской" символикой - по крайней мере, так, как в Нарве, где они встречаются на каждом шагу.

К слову, в мэрии Даугавпилса рассказали, что в городе активно популяризируется собственная ленточка - в виде соединенного национального и городского флагов.

Однако, хотя ее активно раздают на праздниках, в городе увидеть такую ленту так и не удалось.

Взамен, если присмотреться, российскую символику все же можно увидеть, а вместе с ней – местное ноу-хау, флажки с региональной латгальской символикой.

Формально это не запрещено, однако обычно трактуется как скрытая поддержка местной "ЛНР".

Как рассказывает глава Конгресса украинцев Латвии Микола Павлюк, это один из элементов проявления сепаратизма.

Сам Павлюк живет неподалеку от Даугавпилса – в городке Лудза, ближе к российской границе. По его словам, на скрытом уровне пророссийские настроения очень велики и далеко не всегда латвийские власти препятствуют им.

"В Риге более строго – демонстрация коммунистической символики приведет к немалому штрафу. У меня самого были проблемы – только за то, что на митинге под российским посольством я держал карикатуру с Путиным и патриархом Кириллом, где у последнего вместо креста были серп и молот. А в Латгалии на это смотрят сквозь пальцы и, как правило, никого не наказывают", - говорит он.

Еще одна проблема - как и на востоке Эстонии, в Латгалии имеет место массовое получение российского гражданства – ради возможности получения российской пенсии, ведь в РФ пенсионный возраст наступает раньше, чем в Латвии. Впрочем, в последнее время, после девальвации рубля, это перестало быть массовым явлением.

И наконец, чисто латвийская проблема – наличие в стране "неграждан". До сих пор около 12% жителей Латвии не получили гражданство, даже несмотря на все программы, популяризирующие получения паспорта гражданина страны и совсем несложные экзамены.

 

"Гражданство Латвии напрямую связано с драматичной историей страны в ХХ веке и ее многолетней оккупацией. При этом стать гражданином можно, но это для многих неприемлемо, и эти обиды играют свою роль в резком уменьшении числа заявок на натурализацию. Обиды - это политический капитал, которым играют партии, а еще - это путь к радикализации политики", - говорит Денис Ханов.

По мнению политолога, автоматическое присвоение гражданства всем негражданам "может привести к ряду политических сотрясений и радикализации тех, кто стал за эти годы в своем сознании и восприятии "жертвой" статуса негражданина". 

В такой ситуации факторы большой русской общины и высокого процента неграждан используются Россией для влияния на курс страны. И "страшилка" Латгальской республики – прекрасный инструмент для этого.

Характерно, что для такого давления России нужно препятствовать интеграции русских в латвийское общество, хотя на словах политика Москвы диаметрально противоположна.

Микола Павлюк рассказывает характерный случай, когда к нему обратилась женщина, не имеющая гражданства, с просьбой посодействовать в получении украинской визы для поездки к родственникам.

"Я спросил ее: а почему вы не хотите получить гражданство, это ведь решит все проблемы. Она ответила: нам батюшка в церкви запрещает это делать, говорит, в таком статусе вы России нужнее".