Как украинское правительство агитирует в Гааге - репортаж с нидерландского бизнес-форума

Четверг, 31 марта 2016, 09:05 — Сергей Сидоренко, Европейская правда, Гаага-Нотдорп
Фото c Facebook посольства Украины в Нидерландах

В среду в Нотдорпе, пригороде Гааги, состоялась ключевое "правительственное" событие, посвященное референдуму – украинско-нидерландский бизнес-форум.

Внимание украинцев к голосованию в Нидерландах 6 апреля – точно выше, чем внимание голландцев. И это логично – если для нас это голосование может стать историческим, то нидерландцы воспринимают его как "эпизод".

И вопросы к собственному правительству, связанные с подготовкой к референдуму, в Украине также звучат громче, чем в Голландии.

"Европейская правда" начинает серию репортажей о заключительной, решающей стадии предвыборной кампании.

Наш корреспондент, посетив Нидерланды, попытался разобраться, стал ли бизнес-форум успешным и что нидерландский бизнес думает об Украине и работе правительства.

"Мы агитируем за соглашение.
Не видите? У нас просто другая культура агитации"

Подготовка к нидерландскому референдуму украинцу может показаться совсем странной.

Голосование состоится через шесть дней, дату референдума установили еще осенью, но реальная, а не номинальная агитационная кампания началась всего одну-две недели назад.

Украинские дипломаты каждый раз подчеркивают, что "не имели права" включаться в активную кампанию.

"С точки зрения голландцев, референдум – это сугубо их внутреннее дело, в которое не должны вмешиваться правительства других стран. Еще до начала кампании мы получили четкий сигнал наших партнеров – правительству Украины стоит воздержаться от полноценной кампании", - пояснил Дмитрий Кулеба, посол МИД по особым поручениям, который является одним из координаторов "голландского направления".

Собственно, поэтому Киев избрал лишь один (хотя и важный) фокус кампании, который Украина осуществляет в Нидерландах от своего имени.

Речь идет о работе с бизнесом.

"Нидерланды – торговая нация. Бизнес-союзы и профсоюзы имеют особое значение и они способны донести до избирателя сигнал: голосуйте за ассоциацию с Украиной", - пояснил один из собеседников в дипведомстве, приобщенный к кампании.

Сложно проверить, какой действительно была бы реакция голландцев, если бы Украина нарушила рекомендации голландцев, но можно с уверенностью говорить: политическая культура Голландии действительно отличается от Украины.

Ключевым участником бизнес-форума стала министр внешней торговли Нидерландов Лилиан Плюмен. Она является бывшим руководителем партии PvdA, крупнейшей партии-лоббиста Украины, и одним из главных сторонников голосования "за" ассоциацию в правительстве Нидерландов.

Думаете, такой политик публично призовет бизнес тоже проголосовать "за"? Зря. Этого не произошло. По крайней мере, в украинском понимании.

Конечно, госпожа Плюмен упомянула, что лично она поддерживает соглашение; конечно, ее присутствие на форуме имело важное значение.

Но чувствовалось, что политик подбирает слова, чтобы не пересечь черту, за которой начинается агитация. А отвечая на вопрос ЕП на пресс-конференции, может ли бизнес-форум повлиять на итоги референдума, министр дважды подчеркнула: бизнес – это бизнес, а голосование – это голосование, и их не стоит смешивать. "Избиратели сами определят свою позицию. Но мы хотим открыть новые возможности для бизнеса".

Никакой связи, никакого призыва.

Правда, сами голландцы считают иначе.

"Она агитирует за соглашение, неужели вы не видите? Просто у нас другая культура агитации.

Министр каждый день говорит, что соглашение – выгодно. Но она не может заставить граждан голосовать, и бизнесмены тоже не будут. У нас давние традиции демократии", - пояснил ЕвроПравде Херман ван Велдерен, представитель министерства внешней торговли.

"Успех? Я не уверен..."

Возможность того, что работодатели, принявшие участие в форуме, будут агитировать своих сотрудников, в правительстве тем более не рассматривали всерьез.

"Мы же не будем делать карусели и возить сотрудников по участкам для голосования. Здесь такой опыт не работает", - пошутил в разговоре с ЕвроПравдой один из нидерландских дипломатов

Но, к счастью, правительство Нидерландов оказалось более консервативным, чем представители бизнеса.

Соорганизаторы форума, руководители ассоциации VNO-NCW (дословно: "Ассоциация Нидерландского бизнеса и союз работодателей Нидерландов") во время обеда призвали всех участников присоединиться к агитации. Чисто по экономическим мотивам.

"Наша ассоциация объединяет 80% нидерландского бизнеса, и бизнес действительно понимает, что ассоциация с Украиной – это выгодно. Поэтому мы надеемся, что граждане, которые являются работниками этих предприятий, также поддержат соглашение", - пояснил "Европейской правде" Мархейн Виссер, вице-президент VNO-NCW.

"Агитация не запрещена, хотя, конечно, это – непростой вопрос. Часть бизнеса не скрывает, что уже убеждает своих работников голосовать за соглашение. Но многие считают, что это – политический вопрос, поэтому они не могут участвовать в кампании", - признал он.

Но не стоит надеяться, что поддержка бизнес-сообщества решает проблемы Украины на референдуме.

"Предсказать результат сложно. Я бы не стал говорить, что уверен в позитивном голосовании. Хотя, в конце концов, нет уверенности, что будет 30 процентов явки", - дипломатично высказался Виссер.

Участники форума настроены, скорее, скептически.

Самый реалистичный прогноз – противники соглашения наберут большинство голосов. Несмотря на то, что некоторые предприниматели действительно готовы убеждать своих работников.

"У нас в компании есть внутренняя сеть, где мы общаемся, и я в переписке объясняю всем, привожу аргументы", - говорит Петер Талсма, один из руководителей компании Jos. Но сразу признается, что он – "нетипичный" голландец. Петер женат на украинке, а его компания уже более 15 лет работает с Украиной.

У тех, кто лишь эпизодически сталкивается с украинскими контрактами, значительно меньше поводов вступать в бой за будущее Киева.

А те, кто искренне болеет за соглашение, признавались в разговоре с ЕП: надеются на чудо.

"Прошу вас, не давайте взятки!"

Хотя есть основания говорить об успехе форума по крайней мере в одном (в главном) вопросе – вопросе бизнеса .

Форум в пригороде Гааги не стал "собранием-междусобойчиком" для тех, кто уже работает с Украиной и не против увидеться друг с другом.

Корреспондент ЕП лично общался с представителями нескольких компаний аграрного сектора, которые только присматривались к Украине и интересовались у соседей в зале и за обеденным столом практическими вопросами – от логистики до работы налоговой.

Да и правительственная делегация отработала неплохо. Выступление главы Минфина Наталии Яресько, которая известна умением говорить с инвесторами, не менее пяти раз прерывали аплодисментами. Даже корреспондент ЕвроПравды едва не поверил, что Украина научилась эффективно бороться с коррупцией ;)

Несколько сложнее было министру аграрной политики Алексею Павленко, отработавшему сессию вопросов из зала. Порой – неприятных вопросов о реальных проблемах рынка.

"Вы рассказываете нам о том, что Украина – лидер на рынке грецких орехов, а я расскажу, какова ситуация на самом деле", - обратился к министру один из голландских агротрейдеров.

"Украинские поставщики всегда просят 100% предоплату за орехи, а у остального мира мы получаем продукцию и только потом платим. Нам говорят, что в Украине такие правила, но я думаю, что это чушь собачья! Почему я должен платить, не получив товар?

Но дальше еще интереснее. Когда покупаешь машину орехов и она приезжает на таможню, то таможенник требует 4-5 тысяч долларов "сверху". Иначе не пропустят. И подавай в суд, не подавай  – не поможет", - эмоционально рассказал он.

"Слушайте, так не платите взятки! Я прошу вас – не платите! – не менее эмоционально ответил ему Павленко. – Мы действительно стараемся это побороть. Мы проводим реформу полиции, там есть изменения. Поэтому, как только кто-то просит взятку – сразу обращайтесь в полицию".

О проблеме предоплаты, которая порой действительно делает неконкурентными украинских экспортеров, министр решил не упоминать.

"Убедите соседей голосовать за Украину!"

Завершение форума оказалось неожиданным.

После заверений министра внешней торговли о том, что бизнес и референдум – обособленные вещи, а также после весьма успешных экономических панелей мало кто ожидал исторических речей от других нидерландских чиновников.

Но произошло именно это.

На официальное закрытие прибыл аграрный министр Мартейм ван Дам, фамилия которого известна украинцам только благодаря сходству с псевдонимом бельгийского актера. Но именно от него прозвучала самая яркая речь дня.

То, что агропрому уделялось такое внимание – не случайно. Сельхозпродукция – на первом месте в структуре украинского экспорта в Нидерланды и на третьем – в импорте (а вместе с продукцией аграрного машиностроения – тоже на первом).

Но голландский министр вызвал овации, когда говорил не о торговле, а о будущем Украины.

Ван Дам прервал негласное табу на прямую агитацию за украинское соглашение, которое действовало в правительстве Нидерландов.

Он сказал то, что утром хотелось услышать от его соратницы по партии PvdA.

"Я буду голосовать "за", поддерживаю кампанию по голосованию "за" и призываю всех вас это сделать.

Объясните вашим друзьям, скажите соседям, что это нужно сделать", - обратился он к собравшимся руководителей голландских компаний.

"400 лет назад Нидерланды добились нашей независимости. Сейчас Украина делает то же самое", - пояснил политик.

Вступит ли правительство (а не только один министр) в прямую агитацию за Украину в последнюю, решающую неделю? Сложно сказать. Но можно констатировать – с приближением 6 апреля нидерландские политики становятся все откровеннее.

Ставки растут.

И хотя премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в среду вечером пытался излучать оптимизм и в интервью, заявил что "большинство голландцев проголосуют за Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС", реальный итог голосования остается неизвестным.


В пятницу 1 апреля читайте подробный спецрепортаж "Европейской правды" о ходе агитационной кампании в Нидерландах.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: