Как декларируют имущество госслужащих в разных странах мира. Является ли Украина особенной?
Имущественные декларации публичных служащих – это мощный инструмент для предотвращения коррупции, выявления фактов незаконного обогащения и конфликта интересов. По данным Всемирного банка, более 150 стран ввели требования о декларировании имущества.
Многие из этих стран делают такие декларации публичными. Общественный доступ к декларациям намного увеличивает их антикоррупционную ценность, поскольку гражданское общество и журналисты часто играют ключевую роль в выявлении несоответствий, что приводит к началу официальной проверки деклараций антикоррупционными органами.
Это важно и для Украины, где есть активное гражданское общество и СМИ.
Обнародование частных активов публичных служащих и членов их семей не отрицает право на приватность и на защиту персональных данных. Оба права не являются абсолютными и могут быть ограничены, когда для этого есть законные основания, а правомерный общественный интерес обосновывает такое ограничение.
Предотвращение коррупции и разоблачение необоснованного богатства госслужащих представляют собой серьезные и правомерные общественные интересы.
Ограничение приватности публичных служащих в виде обязанности раскрывать их доходы, имущество и обязательства служит общественным интересам.
Академические исследования показали, что общественный доступ к информации в декларациях связан с более низким уровнем восприятия коррупции.
В 2005 году по делу Wypych v. Poland Европейский суд по правам человека отклонил жалобу члена местного совета к Польше, который отказался подать свою имущественную декларацию, утверждая, что определенная законодательством обязанность раскрывать детали его финансового и имущественного состояния нарушала статью 8 Европейской конвенции о правах человека.
Суд постановил, что требование подать декларацию и ее публикация онлайн действительно были вмешательством в право на уважение к частной жизни, но такое вмешательство было обоснованным, а широкий объем информации, которая должна подаваться в соответствии с законом, не был излишне обременительным:
Европейский суд по правам человека также одобрил обнародование и интернет-доступ к декларациям, считая, что "у широкой общественности есть правомерный интерес в том, чтобы убедиться, что местная политика является прозрачной, а интернет-доступ к декларациям делает доступ к такой информации действенным и простым".
"Без такого доступа эта обязанность не будет иметь практического значения или реального влияния на степень осведомленности общественности", – говорится в решении ЕСПЧ.
Суд также отметил, что большой объем декларирования важен, потому что дает общественности исчерпывающую картину финансового состояния служащего. А обязанность подавать сведения об имуществе супругов должна предотвратить попытки скрыть имущество, оформляя его на имя супруга.
Поэтому положительным шагом стало то, что в 2014 году парламент Украины принял новый закон о предотвращении коррупции, предусматривающий широкое раскрытие информации об имуществе и доходах публичных служащих и членов их семей.
Новый закон действует с апреля 2015 года, но в части деклараций – только начиная с 1 сентября 2016 года, когда начала работу новая электронная система онлайн-подачи и обнародования имущественных деклараций. Закон основывается на предыдущем антикоррупционном законодательстве, которое также предусматривало обязанность декларирования и обнародования широкого перечня персональных данных, но и ввело обязанность обнародовать новые виды данных, в том числе сведения о наличных сбережениях, движимом имуществе, бенефициарных владельцах имущества.
Закон 2014 года создал предпосылки для построения высокоэффективной системы декларирования имущества служащих. Он создает четкую юридическую основу для сбора и обнародования персональных данных в имущественных декларациях.
Закон прямо определяет, какая информация является публичной.
Он также указывает, какие данные должны оставаться конфиденциальными, а закон о защите персональных данных дублирует эти положения.
График ниже (из недавнего исследования Всемирного банка) показывает, что Украина не уникальна в вопросе обнародования деклараций.
70% стран Европы и Центральной Азии, а также 97% стран ОЭСР с высоким доходом требуют обязательного обнародования информации имущественных деклараций.
В разных странах применяются различные подходы к обнародованию.
В некоторых публикуют всю декларацию (кроме некоторой информации, такой как идентификационный номер или дата рождения). Другие сохраняют конфиденциальность некоторых категорий. В части стран декларации должностных лиц высокого уровня обнародуются, а декларации служащих низкого уровня остаются конфиденциальными.
Многие страны обнародуют информацию из имущественных деклараций в интернете, и число стран, которые это делают, постоянно растет.
Источник: Всемирный банк, данные по 153 странам |
Порой в Украине ставится под сомнение объем информации, требуемой в декларации.
Широта требований по раскрытию имущественной информации в Украине соответствует целям системы декларирования – выявлению необоснованных изменений в имущественном положении лица и конфликта интересов.
Недавнее исследование Всемирного банка свидетельствует, что многие страны требуют точно таких же категорий информации, что и Украина.
Вашему вниманию – данные по 158 странам относительно категорий информации, отображаемых в формах деклараций.
Мир | Азия | Европа и Центр. Азия | Латинская Америка и Карибы | Ближний Восток и Северная Африка | Страны ОЭСР с высоким доходом | Субса-харская Африка | |
Недвижимость | 88% | 100% | 90% | 100% | 82% | 78% | 80% |
Источники доходов | 77% | 73% | 95% | 96% | 45% | 100% | 48% |
Акции и ценные бумаги | 86% | 100% | 95% | 100% | 64% | 87% | 70% |
Счета в банках | 80% | 86% | 86% | 100% | 64% | 72% | 70% |
Наличные (не на счетах) | 29% | 45% | 38% | 37% | 36% | 16% | 20% |
Размер дохода | 67% | 73% | 90% | 93% | 27% | 63% | 48% |
Движимое имущество | 80% | 86% | 90% | 100% | 82% | 56% | 75% |
Обязательства | 72% | 82% | 71% | 100% | 45% | 56% | 68% |
Деятельность до работы в госсекторе | 58% | 45% | 71% | 85% | 27% | 75% | 33% |
Руководящие должности по совместительству | 41% | 45% | 38% | 33% | 27% | 84% | 15% |
Подарки | 39% | 59% | 57% | 33% | 9% | 53% | 18% |
Другие должности по совместительству | 30% | 32% | 19% | 19% | 36% | 69% | 10% |
Неоплачиваемая деятельность | 29% | 18% | 38% | 22% | 9% | 69% | 10% |
Расходы | 18% | 18% | 38% | 22% | 0% | 25% | 3% |
Путешествия, оплаченные третьими лицами | 14% | 14% | 5% | 4% | 0% | 41% | 8% |
Деятельность после прекращения работы в госсекторе | 14% | 0% | 29% | 7% | 0% | 34% | 8% |
Также распространенным является требование включать в декларацию и обнародовать сведения об активах членов семьи лиц, находящихся на публичной службе (работающих в госсекторе). К членам семьи, как правило, относят супругов и несовершеннолетних детей.
Источник: Всемирный банк (158 стран) |
Некоторые страны также применяют минимальный уровень декларирования определенных активов.
Приведенная ниже таблица сравнивает нормы украинского закона с другими странами в регионе относительно порогов декларирования активов публичного служащего или члена его семьи, в долларах США.
Страна | Ценное движимое имущество (кроме транспорта) | Наличные (не на банковских счетах) | Подарки | Расходы |
Албания | 5000 | Порог отсутствует | 80 | 4000 |
Грузия | 4320 | 1730 | 217 | 650 |
Латвия | Отсутствует требование декларировать | 8270 | Порог отсутствует | 8270 |
Литва | 1600 | Отсутствует требование декларировать | 160 | 3200 |
Молдова | 2560, 3840, або 5100 (зависит от типа имущества) | 3840 | Порог отсутствует | Отсутствует требование декларировать |
Румыния | 3350 або 5580 (зависит от типа имущества) – в совокупности для всех объектов | Отсутствует требование декларировать | 5580 (совокупно для всех подарков за отчетный период) | Отсутствует требование декларировать |
Украина (для декларацій за 2015 год) | 4685 | 2340 | 234 | 2340 |
Из приведенного выше анализа и сравнения модно сделать вывод, что украинское законодательство о декларировании имущества соответствует требованиям, принятым в других странах – как в отношении объема декларирования, так и подхода к публичному доступу к соответствующей информации.
Хотя доступ к информации деклараций может вызывать обоснованную обеспокоенность, польза от него перевешивает вред.
А любое вмешательство в право на приватность пропорционально общественному интересу.
Интернет-обнародование деклараций было введено во многих странах и чрезвычайно важно для подотчетности публичных служащих.
Авторы: Дмитрий Котляр и Лаура Поп,
Всемирный банк,
для "Европейской правды"
В статье использованы материалы исследования Всемирного банка: Инициатива StAR – Stolen Asset Recovery Initiative, "Получение полного представления о публичных служащих: Руководство по эффективному финансовому декларированию", авторы: Ивана М. Росси (Ivana M. Rossi), Лаура Поп (Laura Pop) и Таммар Бергер (Tammar Berger) (готовится к печати, ноябрь 2016 года).