Как будет работать приостановление безвиза: пять предохранителей, ожидающих Украину

Вторник, 28 февраля 2017, 10:52 — , Европейская правда
Фото diepresse.com

Вчера все поздравляли Грузию с важным событием – Совет ЕС наконец принял окончательное решение о безвизовом режиме для этой страны. Но в тени оказалось другое решение, одновременно утвержденное в Брюсселе: в понедельник европейские министры одобрили также новый механизм приостановления безвиза.

Отмена виз для дружественных нам грузин – действительно очень позитивное и эмоциональное событие. Но с практической точки зрения важнее для нас все-таки другое.

Ведь новый механизм будет напрямую влиять на Украину.

Во-первых, после принятия механизма приостановления безвиза Евросоюз может перейти к следующему шагу и в процессе отмены украинских виз – к триалогу, то есть консультации Совета ЕС, Европарламента и Еврокомиссии. Ожидается, что это произойдет уже сегодня после обеда.

Скорее всего, триалог станет лишь формальностью – сразу же будет объявлено о его завершении. А после этого вопрос украинского безвиза отправится на рассмотрение Европарламента и Совета ЕС.

Поэтому целесообразно посмотреть дальше: как будет работать "механизм приостановки" и что он будет означать для нас, как для будущей безвизовой страны. Ведь приостановление безвиза точно не является тем сценарием, который нам хотелось бы пройти.

"Европейская правда" разобралась, при каких условиях и как именно его могут применить.

Что надо сделать, чтобы остановили безвиз

Механизм, о котором идет речь, уже в марте станет частью европейского законодательства, а именно обновленного регламента ЕС 539/2001. В документе прописано пять причин, по которым возможно приостановление безвиза.

Четыре из них касаются миграции. ЕС оставляет за собой право вернуть визы для любой страны, которая становится источником миграционной угрозы. Пятая причина для возможной отмены безвиза – откат в проведении реформ. Итак, перечислим их одну за другой.

Первая причина –
существенный рост случаев отказа во въезде в ЕС на границе или увеличение количества нелегалов с паспортом безвизовой страны, выявленных на территории Евросоюза.

"Существенным увеличением" при этом считается "на 50% и более". Причем рост должен быть длительным и сохраняться минимум два месяца, а базой для сравнения служат показатели прошлого года или периода прямо перед отменой виз. Такая же формула касается других, перечисленных ниже "миграционных" причин остановки безвиза.

Если откровенно, то эта причина, приведенная в законодательстве ЕС, несколько настораживает.

Получается, что безвиз может оказаться под угрозой в случае резкого роста отказов в допуске в ЕС на границе, хотя решения пограничников стран Евросоюза не всегда могут быть объективными.

Поэтому очевидно, что к таким случаям должно быть повышенное внимание со стороны украинских СМИ и государственных органов.

Что же касается пункта с нелегалами, то здесь ситуация более понятна. Как известно, безвизовый режим не дает права на работу в ЕС. А находиться там можно не дольше 90 дней в течение 180 дней - точно так, как с шенгенскими мультивизами.

А следовательно, нарушители этих правил становятся нелегалами.

Вторая возможная причина –
существенное увеличение количества необоснованных прошений об убежище от граждан. Но под эту норму подпадают не все безвизовые страны, а лишь те, граждане которых традиционно редко получают согласие на убежище (в 3-4% случаев).

Немного сегодняшних украинских реалий.

По последним данным Евростата (за третий квартал прошлого года) Украина не подпадает под эту норму, поскольку каждый пятый украинский заявитель в течение января-сентября 2016 года получил положительное решение по поводу убежища, а 10% получили статус беженца. Правда, всего было рассмотрено лишь 2835 заявлений от граждан Украины.

Для сравнения: для безвизовой Албании этот показатель составляет 3%, для Сербии – 2%.

Однако не стоит думать, что нас эта норма не касается. Еврокомиссия при необходимости может корректировать базовый процент, исходя из специфики каждой страны.

Третья причина –
ухудшение сотрудничества с безвизовой страной в сфере реадмиссии, то есть возвращения нелегальных мигрантов.

Иными словами, проблемой будет, если Украина резко начнет отказываться принимать обратно своих граждан, которых выявили как нелегалов на территории ЕС. То же касается граждан третьих стран, которые попали в Евросоюз транзитом через украинскую территорию.

Ухудшением сотрудничества будет считаться и массовый отказ украинских органов в предоставлении проездных документов лицам, подпадающим под реадмиссию и возвращающихся в Украину.

Сейчас у ЕС нет никаких претензий к Киеву по этому вопросу; нынешний уровень сотрудничества должен сохраняться и в дальнейшем.

Четвертой причиной
может стать также "существенное увеличение" количества серьезных уголовных преступлений, совершенных гражданами "безвизовой" страны.

И здесь сложно что-либо добавить. Механизм приостановления касается всех "безвизовых" государств, в том числе криминогенных, а желание ЕС обеспечить свою внутреннюю безопасность вполне понятно.

Есть еще пятая причина,

о которой ЕвроПравда уже писала в статье "Безвизовый предохранитель ЕС: Брюссель увеличивает цену отката реформ в Украине".

Отныне Еврокомиссия будет обязана отслеживать выполнение безвизовыми странами критериев, которые были частью Плана действий по визовой либерализации – конечно, если страна выполняла такой план. Например, в сфере противодействия коррупции или деятельности антикоррупционных органов, созданных в процессе выполнения ПДВЛ.

Такой мониторинг будет длиться семь лет с начала безвизового режима. Минимум раз в год Брюссель должен представлять на рассмотрение Совета ЕС и Европарламента соответствующий отчет.

По сути, данная норма касается только государств Восточного партнерства: Молдовы, а также, впоследствии, Грузии и Украины.

Все другие безвизовые страны или получили либерализацию без какого-либо плана (как, в частности, страны Океании и Южной Америки), или выполнили свои планы достаточно давно. Последнее касается Балканских государств, которые получили безвиз в 2009-2010 годах, и лишь две из них (Албания и БиГ) на полгода попадут под формальный мониторинг.

Следовательно, теоретически отмена части проведенных реформ в нашем случае может стать причиной приостановки безвиза – если Еврокомиссия инициирует соответствующий процесс. Хотя понятно, что этот пункт по своей природе отличается от предыдущих четырех.

Потому что если пойманных нелегалов подсчитать легко, то оценить проблемы в реформах сложнее, и решение этого вопроса будет в значительной степени политическим.

Как это может происходить

Евросоюз всегда прописывает сложные процедуры принятия решений, и это – не исключение. "Изгнание из рая", или лишения безвизового режима, не будет моментальным.

Сообщение (на языке закона – "нотификацию") о наличии проблем с украинскими или другими путешественниками, просителями убежища, нелегалами или с реадмиссией в Брюссель будут присылать страны ЕС.

Для запуска приостановления безвиза достаточно будет заявки хотя бы от одной из них. Однако решение по этому вопросу будет принимать Еврокомиссия.

Напомним, миграционные изменения считаются значительными, если показатель растет на 50% в сравнении с прошлым годом или "визовым" периодом и сохраняется на новом уровне в течение как минимум двух месяцев. Например, если в сентябре-октябре количество выявленных нелегалов из Украины составит 1000 человек, тогда как за эти же месяцы предыдущего года – всего 400.

После получения нотификации Еврокомиссия в течение месяца должна исследовать, действительно ли есть основания для отмены безвизового режима, сколько государств-членов это затрагивает, какое влияние оказывает на общую миграционную ситуацию в ЕС.

Если проблемы подтверждаются, Брюссель приостанавливает безвиз на четко определенный срок – 9 месяцев.

В так называемом "имплементирующем акте" фиксируется точная дата начала приостановления.

Однако на этом этапе приостановление может касаться не всех путешественников, а только определенных категорий граждан безвизовой страны. Понятно, что тех, которых можно будет определить согласно информации в биометрических паспортах – например, действие безвиза могут ограничить по возрасту. Или по другим критериям – скажем, ЕС получит право временно потребовать визы для первого посещения ЕС или для тех, кто пересекает наземную границу.

Если в течение девяти месяцев ситуация не начнет улучшаться, Еврокомиссия может продлить срок приостановления еще на 18 месяцев.

Но тогда это коснется уже всех граждан, а не отдельных категорий. Все это время страна будет продолжать оставаться в "безвизовом" списке соответствующего регламента ЕС – только с определенными примечаниями.

Но в самом худшем случае приостановление может перейти в отмену.

Еще до завершения второго, 18-месячного периода Еврокомиссия должна подготовить доклад для Совета ЕС и Европарламента. Если приостановка так и не помогла решить проблему, Брюссель вместе с докладом может подать законодательное предложение о переносе безвизовой страны из "позитивного списка" в "негативный".

То есть снова сделать ее визовой.

Не так страшен черт...

Выглядит угрожающе? Возможно, но вряд ли новые нормы ЕС служат основанием для серьезных опасений.

Во-первых, запуск процедуры приостановки безвизового режима может быть следствием только действительно стремительного ухудшения ситуации. Конфликта с одной страной для этого недостаточно – все претензии будут проверять в Еврокомиссии, которая традиционно относится к Украине лучше, чем некоторые государства-члены.

В отношении Украины на сегодня нет причин предполагать катастрофический сценарий. У нас все более или менее в порядке по каждой из потенциальных причин приостановления. Предполагать, что безвиз ощутимо изменит что-либо к худшему, пока нет смысла.

Во-вторых, сам Евросоюз гарантированно не будет рубить с плеча.

Безвиз имеет большое политическое и общественное значение, поэтому в радикальных сценариях никто не заинтересован. Среди прочего, регламент содержит требование к Брюсселю тщательно исследовать все возможные последствия приостановки для дальнейших отношений ЕС с государством и его населением.

В-третьих, не забываем, что механизм приостановления действует в ЕС уже сейчас, пусть даже его нормы значительно мягче обновленных. Причем формально ЕС уже несколько лет подряд имел основания применить "старые" нормы к государствам Западных Балкан – но не сделал этого.

Закон дает большую самостоятельность Еврокомиссии, ответственной за подготовку и выполнение актов о приостановлении безвиза. Однако предусмотрена ее регулярная подотчетность Совету ЕС и Европарламента, представители этих институтов также будут принимать участие во всех этапах процесса.

Итак, по состоянию на сегодня обновленный механизм приостановления имеет положительное влияние: его одобрение открывает нам путь к безвизовому режиму.

Даже несмотря на то, что впоследствии значительно облегчает Евросоюзу возможность его приостановить.

Автор: Анатолий Марциновский,

"Европейская правда"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: