Революция зонтиков возвращается: Гонконг в ожидании новых потрясений
За последние пять лет Гонконг превратился в сердце азиатской демократии, несмотря на далекое от демократичности устройство этого специального административного района КНР.
Политика Си Цзиньпина, направленная на усиление власти Пекина на "неподконтрольных" ему территориях, вызвала массовое сопротивление граждан Гонконга, переросшее в Революцию зонтиков 2014-2015 годов. Она показала миру, что гонконгский народ способен защитить западные ценности, оставленные в наследство властью Британии, которая прекратилась в Гонконге в 1997 году.
Однако 27 марта 2017 года, на следующее утро после избрания нового главы администрации Гонконга и спустя два года после завершения Революции зонтиков, специальный район оказался на грани нового политического кризиса, последствия которого мы увидим в ближайшие месяцы.
Дорога к выборам
Нынешние события в Гонконге уходят корнями в его историю и сегодняшний статус. Финансовая столица Азии с середины XIX века была британской колонией. Этот статус изменился в 1997 году, когда Специальный административный район (САР) Гонконг вернулся под китайский протекторат, но с гарантией широкой автономии до 2047 года.
Правда, Китай не скрывает своих намерений понемногу сокращать независимость гонконгской власти.
Собственно, из-за этого началась Революция зонтиков: местная молодежь восстала против законопроекта, согласно которому руководитель территории гарантированно становился зависимым от Китая.
Тогда считалось, что Революция зонтиков стала успешной: законодательный совет Гонконга отклонил пропекинский проект реформирования избирательной системы, согласно которому глава администрации района должен избираться из числа кандидатов, одобренных Коммунистической партией Китая.
Но победа была лишь промежуточной.
Ведь остался в силе старый порядок, по которому прямые выборы не проводятся, а лидер САР избирается группой из 1200 делегатов (в основном – представителей промышленных, профессиональных групп). Принцип их определения далек от того, чтобы говорить о четком представительстве населения, которого в Гонконге более 7 миллионов.
По состоянию на конец марта, когда, собственно, и состоялись выборы, из 1200 только 325 относились к продемократическому блоку.
Поэтому в воскресенье, 26 марта 2017 года, новым главой администрации была избрана Кэрри Лам, одна из трех кандидатов на первую должность Гонконге. За свою карьеру она занимала около десяти административных должностей и снискала славу чиновницы, полностью подконтрольной Пекину. За нее проголосовало 777 делегатов.
Китайский контроль
Лам не скрывала, что выступает за дальнейшую интеграцию Гонконга в китайскую политическую систему.
Основными положениями ее официальной программы являются усиление связей с КНР, возвращение к скандальной избирательной реформе 2014 года с более "комфортными" для граждан условиями, установление социальной справедливости и прочее.
День выборов был отмечен массовыми протестами в центральном районе Гонконга как со стороны пандемократического блока, так и со стороны пропекинских сил.
Правда, гонконгские СМИ пишут о значительном количестве "гастролеров" из материкового Китая, которых привезли для создания картинки "радости по случаю победы кандидата, одобренного коммунистической партией".
Но никто не сомневался, что днем выборов история не завершится.
"Мы все знали, что Кэрри Лам победит, но мы не хотим ее. От силы нашего сопротивления ее правлению зависит будущее демократии в Гонконге", – заявил один из основателей Демократической партии Гонконга, 78-летний Мартин Ли.
Черное 27 марта
Уже на следующее утро после выборов ситуация в корне изменилась.
Правительство, которое до проведения выборов главы администрации опасалось вступать в прямую конфронтацию с активистами Революции зонтиков, после избрания Кэрри Лам начало волну репрессий.
Девяти представителям демократического лагеря было предъявлено обвинение в организации массовых беспорядков в 2014 году, во время Революции зонтиков. Саму же революцию правительство начало называть "незаконным движением". В частности, уголовные производства были одновременно начаты в отношении Тани Чан (депутат от "Гражданской партии", адвокат), Рафаэля Вона (лидер акций неповиновения 2014 года), Томми Чуна (студенческий лидер, член партии Demosistō) и других.
Джошуа Вонг назвал это началом реализации плана Пекина по уничтожению всех демократических сил и постреволюционных движений в Гонконге.
"С сегодняшнего дня оппозиция должна объединиться, чтобы отстоять наши гражданские и человеческие права!" - добавил лидер студентов.
Вонг во время одного из протестов |
Украинские методы
Одним из руководящих органов в САР является Законодательный совет, куда входят 70 депутатов. Именно он выступает гарантом демократии в Гонконге, несмотря на ограниченный перечень полномочий и отсутствие реальных законодательных функций.
В 2016 году, в ходе избирательной кампании в этот орган, локалисты по приказу тогдашнего главы администрации массово не допускались к участию в гонке (как, например, Эдвард Лун, лидер праворадикальной партии Hong Kong Indigenous, выступавший за провозглашение независимости).
Следующим шагом Пекина стала дисквалификация из Законодательного совета двух новоизбранных депутатов от партии Youngspiration, Баджио Луна и Яу Вай Чин, которые отказались приносить депутатскую присягу с зачитыванием клятвы на верность коммунистическому режиму и вывесили в сессионном зале флаг с надписью "Гонконг – не Китай" (в отношении них открыты уголовные производства, активистам грозит до 10 лет лишения свободы).
Под более мелкие санкции попали десятки других активистов. Остановить лидеров партии Demosistō с юридической стороны было сложнее, потому пропекинские силы поступили более коварно: в аэропорту Гонконга было совершено покушение на убийство Натана Лоу, который возвращался домой после визита в Тайвань.
В чем-то китайские методы воздействия на выборы очень напоминают опыт Украины.
Интересным фактом является то, что во время выборов в Законодательный совет пропекинские силы массово использовали подкуп беднейшего населения мешками риса.
Также широкое распространение получила практика использования "гастролеров" из материкового Китая, которые за деньги изображают из себя пропекински настроенных граждан Гонконга на предвыборных митингах.
Выводы или новая революция
"Зачистки" активистов Революции зонтиков ненадолго ввели продемократические силы в шоковое состояние.
Очевидно, что это был реванш Пекина, которого Си Цзиньпин ждал два года, имитируя демократию, чтобы дать пропекинскому кандидату возможность беспрепятственно возглавить Гонконг. Местные демократы ожидают, что теперь Пекин может взять курс на полную ликвидацию молодых антиправительственных лидеров, центральное место среди которых занимает двадцатилетний студент Джошуа Вонг.
Однако у локалистов еще есть шанс отбить атаку Пекина.
Новоизбранная глава администрации Гонконга Кэрри Лам вступит в должность 1 июля 2017 года – в день двадцатой годовщины возвращения Гонконга в состав Китая. Тогда же в Гонконг впервые за долгое время прибудет китайский генсек Си Цзиньпин, чтобы посетить торжественные мероприятия по празднованию установления коммунистического режима в Гонконге.
Именно на 1 июля 2017 года пандемократы и локалисты готовят крупнейшую акцию протеста со времен Революции зонтиков. Об этом в социальных сетях сообщили Джошуа Вонг и другие демократические и студенческие лидеры, а Натан Лоу подтвердил эти ожидания.
Так что Гонконг сейчас – на пороге больших перемен.
И учитывая, что для Пекина это принципиальный вопрос, давление с материка вряд ли ослабнет.
Слишком важен этот вопрос для Си Цзиньпина и его программы возрождения "великого Китая".
Автор: Артур Харитонов,
президент Либерально-демократической лиги Украины,
для "Европейской правды"